Высшее профессиональное образование
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Обучение по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на их реализацию. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращённым ускоренным программам.
Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до нашей эры; в школах высшей ступени изучались произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли внимание разработке систем образования, предусматривая в них и его высший уровень. Платон в предлагаемой им трёхуровневой системе образования для аристократической молодёжи выделял высший - третий уровень - для незначительной части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретическом плане (например, астрономию предлагалось изучать не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).
Реклама
Разделение образования на уровни сохранилось до наших дней. Развитие науки, техники, культуры вело к изменению их наименований, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и повышался научный уровень образования. Однако представление о высшем образовании в современном понимании стало складываться лишь в средние века. В 12-13 веках в странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты (преимущественно богословского характера) как свободные корпорации преподавателей и учащихся. В эпоху Возрождения европейские университеты стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины, готовили академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. В университетах прежде всего сосредоточивались науки, латинское определение которых (universitas literarum - совокупность искусств) отразилось в самом названии типа учебного заведения.
К 17 веку стала возможной широкая дифференциация наук и на этой основе специализация их преподавания. На традиционных для университетов богословском, медицинском, философском и юридическом факультетах началось преподавание новых систематических курсов естественного права, естественной истории, гражданской истории, физики, фармации и др. Специализация курсов вела к открытию соответствующих кафедр и факультетов, на базе последних нередко создавались и новые (отраслевые) учебные заведения.
В 17-18 веках подготовку высококвалифицированных специалистов-исследователей по основным направлениям фундаментальных естественных наук взяли на себя научные общества и академии наук (Лондонское королевское общество, Парижская АН, Петербургская Академия Наук и др.).
Усиление практической направленности в содержании высшего профессионального образования привело к утверждению реального направления в деятельности высшей школы, которое впервые оформилось как общенациональная система в учебных заведениях Франции (Национальная школа мостов и дорог, 1747; Высшая национальная горная школа, 1783; Политехническая школа, 1794, и др.). В новых учебных заведениях стали преподавать механику, геометрию, рисование, экономику и другие курсы; занятия вели ведущие учёные страны. С развитием технических наук и накоплением опыта преподавания профессиональные школы стали высшими учебными заведениями. Подобная эволюция характерна в 18-19 веках для многих центров профессионального образования в Европе, в том числе и в России. В 19 веке в основном оформилась современная структура высшего профессионального образования. На развитие высшего образования в 19 веке сильное воздействие оказала реформа, осуществлённая по инициативе К. В. фон Гумбольдта при основании Берлинского университета: тесная связь преподавания с научными исследованиями, в которых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты. На подобную практику организации высшего профессионального образования стали ориентироваться ведущие вузы многих стран.
В отличие от университетов, ставивших целью широкое гуманитарное или естественнонаучное образование, отраслевые вузы давали в основном практические знания и в некоторых случаях достаточно широкое общенаучное образование. Например, в России такой опыт связан с деятельностью Московского ремесленного учебного заведения «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (1830; впоследствии МГТУ имени Н. Э. Баумана), где в 1870-х годах была разработана так называемая русская система технического образования; Петербургского политехнического университета (1899; ныне Санкт-Петербургский технический университет), Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия). Организация и программы высшего образования, сложившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века, послужили образцом для вузов США и многих других стран. В 19 веке между учебной и научной деятельностью западноевропейских университетов наметился разрыв: научная работа всё более концентрировалась в специализированных НИИ при университетах, постепенно отдаляясь от учебных задач.
В середине 20 века содержание высшего профессионального образования переориентировалось на выработку умения самостоятельного освоения новых знаний. Возросли требования к профессиональной мобильности, к быстрой переквалификации специалиста. Качественные сдвиги в характере труда привели к обновлению многих профессий; вузы стали готовить специалистов по тем профессиям, которые ранее не относились к группе вузовских: некоторые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др. Изменилась трактовка связи между уровнем профессиональных знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста. Сохранив как базовый первый уровень профессиональной квалификации (например, инженер), многие страны стали вводить кроме него и дополнительные уровни (например, младший инженер, инженер-исследователь и тому подобное), аналогичный подход наметился и к научным квалификациям. Высшая школа многих стран стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу общеобразовательные циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе средней школы), а также некоторые аспекты среднего специального образования.
В начале 21 века во многих странах мира, в том числе и в России, начались реформы высшего профессионального образования, основные направления которых определены в Болонской декларации (1999). Эти реформы обусловлены процессами глобализации, необходимостью гармонизации образовательных систем в странах Европы к 2010 году, создания единого образовательного пространства, которое позволит сотрудничать национальным системам высшего профессионального образования (смотри Болонский процесс). Страны-участницы Болонского процесса должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций и т. д.
В Российской Федерации установлены три ступени высшего профессионального образования: так называемое базовое высшее образование (срок обучения не менее 4 лет), подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, по окончании которого присваивается квалификация «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет); высшее профессиональное образование, по окончании которого присваивается квалификация (степень) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет). Лицам, завершившим соответствующую ступень обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признаётся неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Существуют дневная, вечерняя и заочная формы получения высшего профессионального образования.
Организационной основой государственной политики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом Российской Федерации в 2000 году, а также образовательные программы субъектов Российской Федерации. Федеральным (центральным) органом управления системой высшего профессионального образования является Министерство образования и науки (до 2004 Министерство образования Российской Федерации), Федеральное агентство по образованию (2004). Важную роль в системе управления высшим профессиональным образованием играют Российской союз ректоров (1992), региональные советы ректоров в субъектах Российской Федерации, а также ассоциации, объединяющие университеты и другие вузы (Ассоциация классических университетов, Ассоциация технических университетов и пр.), и другие общественные организации.
Лит.: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под редакцией В. Г. Кинелева. М., 1995; Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. М., 2005.
А. Я. Савельев.