Йеснер Леопольд

Йеснер (Jessner) ЛеопольдЙЕСНЕР (Jessner) Леопольд (3.3.1878, Кёнигсберг - 13.12, по другим сведениям, 30.10.1945, Лос-Анджелес), немецкий режиссёр. Крупнейший представитель театрального экспрессионизма. Начинал как актёр. В 1905-15 руководил «Талия театер» в Гамбурге, в 1915-19 - «Нойе шаушпильхаус» в Кёнигсберге, в 1919-30 - Берлинским государственным театром. В конце 1910-х - 1920-х годах активно сотрудничал с актёром Ф. Кортнером. Среди постановок: «Тартюф» Мольера (1911), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1915), «Хидалла» (1916) и «Маркиз фон Кейт» (1920) Ф. Ведекинда, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера (1919), «Макбет» (1922) и «Гамлет» (1926) У. Шекспира, «Настоящие Зедемунды» Э. Барлаха (1922), «Наполеон, или Сто дней» К. Д. Граббе (1922). Режиссёрскую стилистику Йеснера отличали антинатуралистическая, с аффектированной жестикуляцией и резкой пластикой манера актёрской игры, обусловленная минималистской сценографией, использование музыки, шумовых и световых эффектов для создания атмосферы растерянности и ужаса. Характерное для экспрессионистского театра внимание к сценической символике цвета наиболее ярко проявилось в шекспировских постановках: красный цвет как лейтмотив в «Ричарде III» (1920), контраст белого и чёрного в «Отелло» (1921). В спектаклях конца 1920-х годов Йеснер вышел за пределы экспрессионистской эстетики; в «Короле Лире» Шекспира и «Эдипе в Колоне» Софокла (оба 1929) прослеживаются черты, близкие эпическому театру. Самое известное нововведение режиссёра - так называемая лестница Йеснера, впервые использованная в 1919 году в постановке «Вильгельма Телля» (художник Э. Пирхан). С помощью воздвигнутой на пустой сцене лестницы Йеснер дробил сценическое пространство на множество площадок, на каждой из которых развивался свой сюжет, что позволяло обозначить также и перемену места действия. После выхода первого фильма в постановке Йеснера («Чёрная лестница», 1921, совместно с П. Лени) этот тип декорации получил распространение в экспрессионистском кинематографе, например у Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, Г. В. Пабста. В 1928-30 Йеснер - главный управляющий государственных театров Берлина. В 1933 году эмигрировал. Гастролировал по странам Восточной Европы, в 1936 поставил несколько спектаклей в театре «Габима» в Тель-Авиве. Режиссёр фильмов: «Дух земли» (1923), «Мария Стюарт» (1927) - оба в Германии, «Дети тумана» (1935, Великобритания). С 1937 в США. Последние годы жизни Йеснера прошли в Голливуде.

Реклама

Соч.: Экспрессионизм // Искусство режиссуры за рубежом. СПб., 2004.

Лит.: Гвоздев А. А. Театр послевоенной Германии. Л.; М., 1933; Jhering Н. Von Reinhardt bis Brecht. В., 1961. Bd 3; Heilmann М. L. Jessner - Intendant der Republik. Der Weg eines deutsch-jüdischen Regisseurs aus Ostpreußen. Тüb., 2005; Grange W. Historical dictionary of German theater. Lanham, 2006.

А. М. Вареникова.