Йорданс Якоб

ЙОРДАНС, Иордане (Jordaens) Якоб (крещён 20.5.1593, Антверпен - 18.10.1678, там же), фламандский живописец, график. Сын торговца одеждой. С 1607 учился в Антверпене у А. ван Норта, на дочери которого женился. В 1615 году получил звание мастера гильдии Святого Луки (в 1621 декан гильдии). В 1650-х годах перешёл в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой чувственной силой. Близкий П. П. Рубенсу полнотой оптимистического мироощущения, Йорданс  не обладал его даром художественного обобщения и богатством фантазии. Отказываясь от героизации образов, Йорданс  даже религиозные и мифологические сюжеты трактовал в жанровом плане; праздничная зрелищность в его искусстве сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.

ЙордансРаннее творчество Йорданса  отмечено влиянием караваджизма («Поклонение волхвов», 1616, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Четыре евангелиста», 1625-30, Лувр, Париж, и др.). Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где фигуры выдвинуты на первый план и заполняют всю поверхность картины, лишённой пространственной глубины; низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приёмы, почти не претерпевшие изменений в течение всей творческой эволюции художника, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их особыми законами построения композиции и пространства.

Реклама

Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в полотнах, где преобладают жанровые мотивы. Среди его любимых тем - варианты картин «Сатир в гостях у крестьянина» (на сюжет басен Эзопа; музеи Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя) и изображений праздника «бобового короля» (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Художественно-исторический музей, Вена, и др.). В них царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж, мягкая тёплая цветовая гамма содержит множество оттенков, от золотисто-розового до золотисто-коричневого. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же сильные, выхваченные из жизни полнокровные типы («Воспитание Юпитера», КГ, Кассель; «Мелеагр и Аталанта», 1618, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, и др.). Аллегории Йорданса (наиболее известная - «Аллегория Плодородия», около 1623, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), обладающие красотой яркого колорита, кажутся в целом перегруженными деталями и массивными фигурами обнажённых натурщиц. Портреты стилистически близки к другим его картинам («Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», около 1615, Эрмитаж; «Семейный портрет», около 1621-22, Прадо, Мадрид).

ЙордансВместе с П. П. Рубенсом Йорданс  исполнял в Антверпене декоративные работы, приобретя (после смерти Рубенса) славу первого живописца Фландрии. Грандиозный объём работ (декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе по заказам европейских монархов), большие серии картонов для шпалер, посвящённые Карлу I Великому, Александру Македонскому, Одиссею (1660-е годы), созданные при активном участии мастерской, способствовали постепенной утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Исполнял также акварели и офорты.

Лит.: Stubbe А. J. Jordaens en de barok. Antw., 1948; Морозова С. В. Йорданс. М., 1974; Hulst А. de. Jordaens drawings. L., 1974. Vol. 1- 4; idem. J. Jordaens. Antw., 1993. Vol. 1-2; Грицай Н. Рубенс и Йордане // Западноевропейское искусство XVII в. Л., 1981; J. Jordaens. Painting and tapestries. (Cat.). Antw., 1993.Vol. 1-2.

Т. П. Каптерева.