Йосселин де Йонг

ЙОССЕЛИН ДЕ ЙОНГ (Josselin de Jong) Ян Петрус Беньямин де (13.3.1886, Лейден - 15.11.1964, Зайст), нидерландский антрополог и лингвист. Окончил факультет лингвистики Лейденского университета (1910); ученик К. К. Уленбека. В 1910-11 годах собирал материалы среди алгонкинов Севера США (черноногих и оджибве) для диссертации, посвящённой сравнению представлений об одушевлённом и неодушевлённом в культурах индогерманских и алгонкинских народов на основе их отражения в языках. В 1910-35 хранитель отдела Африки, Америки и Австралии Лейденского королевского этнографического музея, в 1922-35 - этнографической коллекции Лейденского университета, с 1922 преподаватель общей этнологии, в 1935-1956 профессор и заведующий кафедрой антропологии Лейденского университета. В 1932-33 годах проводил полевые исследования в Восточной Индонезии (на островах Кисар, Моа и др.). Научные положения Йосселина де Йонга связаны с кругом идей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Мосс), лингвистического структурализма (Ф. де Соссюр, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон) и американской исторической школы (Ф. У. Боас, Р. Г. Лоуи) и составили теоретическую основу лейденской школы - одного из первых и ведущих направлений структурализма в антропологии (1930-е годы). Ключевой постулат Йосселина де Йонга - о культуре как цельной всеохватывающей системе, отдельные сферы которой (политическая организация, религиозные верования и т.д.) существуют и взаимодействуют на основе базовых структурных принципов, вытекающих из особенностей социальной организации того или иного общества. В изучении этих принципов опирался на методы семиотики и этнолингвистики, считая, что структурные особенности языка отражают своеобразие соответствующей культуры (вследствие чего лингвистика как дисциплина неотрывна от антропологии и археологии).

Реклама

Одно из основных понятий, введённых Йосселином де Йонгом в научный оборот на материалах Индонезии, - «поле этнологического исследования» (etnologisch studieveld). Под ним он понимал географический ареал, населённый народами со сходными формами культуры, в частности социальной организации. Внутреннее единство «поля» определяется «структурным ядром» - совокупностью социокультурных правил. Разработка понятия «поле этнологического исследования» позволила Йосселину де Йонгу избежать свойственного многим структуралистским школам антиисторизма и придать своим теоретическим построениям компаративистскую направленность. Им особо подчёркивалась необходимость опоры на результаты полевых исследований и изучения образа культуры в сознании её представителей. Важны исследования Йосселина де Йонга конкретных социальных феноменов (дуальной организации, билинейного счёта родства и др.). Виднейшие представители лейденской школы - П. Э. де Йосселин де Йонг (племянник Йосселина де Йонга, общепризнанный глава школы после его смерти), Й. фан Баал, Ф. А. Э. фан Вауден, Р. Т. Зуйдема и др.

Соч.: The Natchez Social System // Proceedings of the Twenty-third International congress of americanists. N. Y., 1928; Studies in Indonesian culture. Amst., 1937-1947. Vol. 1-2; Minangkabau and Negri Sembilan. Socio-political structure in Indonesia. Leiden, 1951; Levi-Strauss’s theory on kinship and marriage. Leiden, 1952; The Malay archipelago as а field of ethnological study // Structural Anthropology in the Netherlands. The Hague, 1977; Les danses des Piegan: danses indiennes d’Amérique du Nord. Strasbourg, 2004.

Лит.: Baal J. van. J. Р. В. de Josselin de Jong. The Hague, 1965; Членов М. А. Нидерландская этнология: направления, центры // Этнография за рубежом. Исторические очерки. М., 1979; Josselin de Jong Р.Е. de, Vermeulen Н. F. Cultural anthropology at Leiden University: from encyclopedism to structuralism // Leiden oriental connections, 1850-1940. Leiden, 1989.

Д. М. Бондаренко.