Йосс Курт
ЙОСС (Jooss) Курт (12.1.1901, Вассеральфинген - 22.5.1979, Хейльбронн), немецкий артист балета, хореограф, педагог. В 1919-21 годах учился в Высшей музыкальной школе в Штутгарте, затем работал с Р. фон Лабаном как танцовщик и ассистент постановщика в театрах Мангейма и Гамбурга. В 1924-26 хореограф и режиссёр театра в Мюнстере, где совместно с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и хореографом З. Ледером и художником Х. Хекротом организовал труппу «Нойе Танцбюне», ставил балетные номера в экспрессионистской манере: «Персидская сказка» Э. Веллеса (1924), «Демон» П. Хиндемита (1925) и др. Изучал классический танец в Вене и Париже. В 1927 году стал одним из основателей школы «Фолькванг» в Эссене, где в 1927-33 и 1949-68 (профессор с 1963) руководил отделением танца (ныне ведущая европейская школа современного танца). В 1928 организовал труппу «Фолькванг-танцтеатер». В 1930-32 был также главным хореографом в Оперном театре в Эссене. Среди постановок: «Король Дроздобород» на музыку В. А. Моцарта, «Комната №13» Коэна и «Павана на смерть инфанты» на музыку М. Равеля (все 1929), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1930), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1931), «Пульчинелла» Стравинского, «Большой город» на музыку А. Тансмана и «Бал в старой Вене» на музыку Й. Ланнера (все 1932). Йосс - основоположник современного немецкого «театра танца». Его творчество было направлено на создание танцевальной драмы нового типа, соединяющей танец модерн с техникой классического танца и небалетной пантомимы, с элементами драматического театра, оперы и оперетты. Его творческие принципы во многом соответствовали теории «эукинетики» Лабана. Обращался к новым для балетного театра темам. «Зелёный стол» на музыку Коэна - первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью (1-я премия на Международном конкурсе хореографов в Париже, 1932), до сих пор сохраняется в репертуаре немецких и других театров, став классикой современного танца. В 1933 году Йосс эмигрировал вместе со своей труппой, получившей название «Балле Йосс», в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собственную школу. Гастролировал в Америке и Европе. Успехом пользовались балеты: «Семь героев» на музыку Г. Пёрселла - Коэна и «Блудный сын» Коэна (оба 1933), «Сегодня вечером Иоганн Штраус» (1935), «Компания на постоялом дворе» на музыку Л. ван Бетховена - Кука (1943), «Пандора» Р. Герхарда (1974) и др. После 1945 работал также в Оперном театре Сантьяго (Чили); ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге. Творчество Йосса, крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие мирового хореографического искусства. Среди его учеников: П. Бауш, С. Линке, Р. Хофман. В 2001 в Эссене основан Фонд Йосса и учреждена Международная премия за современную хореографию имени Йосса.
Реклама
Лит.: К. Jooss / Hrsg. А. Markard, Н. Markard. Кöln, 1985; Schmidt J. Tanztheater in Deutschland. Fr. / М., 1992; Stöckemann Р. Etwas ganz Neues muß nun entstehen: К. Jooss und das Tanztheater. Мünch., 2002.
Л. А. Полётова, Э. Реблинг.