Йовий Павел

ЙОВИЙ Павел (Паоло Джовио) (латинский Paulus Iovius, итальянский Paolo Giovio) (21.4.1483, Комо - в ночь с 11 на 12.12.1552, Флоренция; похоронен в церкви Сан-Лоренцо), итальянский гуманист и историк. Получил прозвище Новокомский по латинскому названию г. Комо (Novum Comum). В 1506 изучал медицину и философию в Падуанском университете под руководством П. Помпонацци, в 1507 году продолжил медицинское образование в Павийском университете. С 1512 обосновавшись в Риме, Йовий занимался не только врачебной практикой, но и наукой. Он также выполнял многочисленные поручения литературного и церковно-дипломатического характера при дворах римских пап Льва Х, Адриана VI, Климента VII и Павла III; часто путешествовал по итальянским государствам и Европе. В 1527 Климент VII рукоположил Йовия епископом Ночеры (близ Салерно). В 1533 французский король Франциск I назначил Йовию пенсию; владетельные особы Италии, князья церкви, многие знаменитости присылали ему дорогие подарки, портреты, камеи, редкостные вещи и произведения искусства, которые он использовал для создания в своём дворце, расположенном в г. Комо на берегу озера Ларио, музея (с 1536; один из первых в Европе). В 1551 Йовий переехал во Флоренцию к своему другу и покровителю герцогу Тосканскому Козимо I Медичи.

Реклама

Йовий уделял большое внимание в своём творчестве отдалённым странам и народам, в частности Османской империи и Эфиопии. В главном труде Йовия, непосредственного свидетеля многих важнейших событий, хорошо осведомлённого обо всём происходящем, - «История своего времени в XLV книгах» - нашёл отражение период от начала Итальянских войн в 1494 до 1549 года. Другой известный труд Йовия - сборники элогий, своего рода кратких характеристик выдающихся личностей, помещённых под их портретами, выставленными в созданном Йовием музее. В 1545 Йовий завершил, а в 1546 опубликовал «Описания мужей, прославленных учёностью» («Elogia virorum literis illustrium»); в 1551 году во Флоренции издал семь книг «Описаний мужей, прославленных воинской доблестью» («Elogia virorum bellica virtute illustrium»), в 6-й книге содержалась элогия великого князя московского Василия III Ивановича.

В 1525 году издал трактат о Русском государстве - «Книгу о посольстве Василия, великого князя московского, к папе Клименту VII». Труд Йовия, основанный главным образом на рассказах великокняжеского посланца Дмитрия Герасимова, а также, вероятно, на информации купца и папского гонца в Москву П. Чентурионе, других итальянских купцов и папских дипломатов, содержал целый ряд уникальных сведений: рассказы о торговле в Устюге, о распространённых в Русском государстве обычаях, напитках, книгах, о численности русского войска, об изображениях на русских знамёнах, а также предание об участии московитов в готском походе на Римскую империю. Книгу Йовия использовал С. фон Герберштейн при написании своих «Записок о Московии». В Европе 16 века труд Йовия являлся наиболее часто публикуемым сочинением о Русском государстве (издавался вместе с «Записками о Московии» и в составе других сборников, а также самостоятельно).

Соч.: Commentari delle cose de’Turchi. Venezia, 1531; Fides, religio, mores Aethiopum sub imperio Pretiosi Joannis. Louanij, 1540; Historiarum sui temporis libri XLV. Florentiae, 1550-1552. Vol. 1-2; Opera omnia. Basileae, 1578; Libellus de legatione Basilii magni principis Moscowiae ad Clementem VII Pont. Max... // Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.

Лит. : Ravelli L. L’opera storica ed artistica di Р. Giovio comasco vescovo di Nocera. Como, 1928; Atti del Convegno Р. Giovio: Il rinascimento е la memoria. Сото, 1985; Zimmermann Т. С. Р. Giovio: the historian and the crisis of 16th century humanism. Princeton, 1995.

О. Ф. Кудрявцев.