Загробный мир
ЗАГРОБНЫЙ МИР («царство мёртвых», «тот свет» и т.д.), в религиозных представлениях место, где обитают умершие (их души). Образ загробного мира находился в тесной связи с предков культом и погребальным обрядом (смотри в статье Погребение). Наиболее простыми были представления о пребывании души вблизи прежнего или нового (могилы) жилища покойного, а также в необитаемой человеком местности - лесу, пустыне, море, на горе и т. п. Географически с загробным миром отождествлялся чаще запад, у народов северных широт - север. Обычно загробный мир помещался под землёй или на небе, куда попадали по мосту (часто - по радуге или Млечному Пути), залезая на дерево, столб и т. п. Загробного мира достигали после тяжёлого и опасного путешествия (отсюда роль транспортных средств - лошади, саней, повозки, лодки - в погребальном обряде), вход в него охранялся чудовищем (смотри, например, Цербер); в пути покойного мог сопровождать особый помощник - животное (например, конь или собака) или божество (например, греческий Гермес). В загробном мире допускались лишь люди, правильно жившие, умершие достойной смертью, в отношении которых совершался надлежащий погребальный и поминальный обряд; в противном случае покойник (особенно колдун, вампир и т.п.) становился вечным скитальцем, опасным для людей. Распространены мифологические сюжеты о попадании в загробный мир живого героя (например, Гильгамеш, Орфей, Одиссей, Геракл). Жизнь в загробном мире представлялась во всём подобной земной, но часто - зеркально противоположной (ночь соответствовала дню, зима - лету и т.п.). В некоторых мифологиях загробный мир рисовался мрачным и безрадостным миром (еврейский Шеол, греческий Аид, скандинавский Хель и др.), иногда для избранных душ предназначалось особое блаженное место (египетский Иару, греческий Элизий, скандинавский Вальхалла и др.). Хозяин (или хозяйка) загробного мира выступал либо как демоническое существо, повелитель злых сил, часто проклятый верховным Богом (библейский Сатана, тюрко-монгольский Эрлик, иранский Ахриман, скандинавский Хель и др.), либо как благое божество, суд которого определяет загробную участь умершего (например, египетский Осирис). Дальнейшая дифференциация приводила к представлениям о многих загробных мирах, предназначенных для различных категорий покойных, в зависимости от половозрастного деления, социального положения, обстоятельств смерти и погребения и т.п. Помимо общего погребального культа, существовали особые эзотерические культы, участники которых рассчитывали на посмертное блаженство (например, античные мистерии). Постепенно в определении посмертной участи человека главной становится моральная оценка его жизни. О проблеме загробного воздаяния в авраамических религиях смотри в статьях Рай и Ад.
Реклама
Е. С.