Заикание

ЗАИКАНИЕ, нарушение речи (ритма, плавности), обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. Обычно возникает у детей дошкольного возраста, в период интенсивного развития речи. Проблема заикания является комплексной, междисциплинарной, в изучении которой участвуют врачи, психологи, физиологи, педагоги (логопеды), специалисты по нейролингвистике и др. Причины заикания окончательно не установлены. В большинстве случаев оно развивается, вероятно, по механизму системного речедвигательного невроза (так называемого логоневроза) с участием преимущественно психологических и социальных факторов. Нередко заикание может быть вызвано действием органических факторов вследствие недостаточности функций головного мозга различного генеза (травмы, нейроинфекции и др.). 3аикание протекает хронически, достигая максимальной выраженности в юношеском возрасте и несколько ослабевая у взрослых. Нередко сопровождается психическими отклонениями, приводящими к тяжёлым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях - к значительной потере трудоспособности. В Российской Федерации заикаются 1,5-2,2% населения; соотношение мужчин и женщин 3,1:1.

Реклама

Обычно заикание представлено так называемыми первичными (собственно речевыми) и вторичными (психическими) расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими. У детей в начале развития заикание проявляется лишь первичными расстройствами. Ведущий при заикании нейромоторный компонент представлен судорогами, которые могут проявляться преимущественно в артикуляционном, голосовом или дыхательном аппаратах. Чаще, особенно на более поздних стадиях развития, у страдающих заиканием встречаются смешанные судороги - дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и др. Причины судорог остаются неясными, а артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты при заикании вне речи функционируют нормально. Судороги возникают только во время речи или в её «преддверии», причём они имеют различную локализацию и выраженность. Установлена зависимость судорог от эмоционального состояния человека, степени напряжённости обстановки, её значимости для больного и др.

При заикании выделяют судороги дыхательного аппарата (инспираторные и экспираторные); голосового аппарата (смыкательные голосовые, вокальные; дрожащий, или толчкообразный, гортанный спазм); артикуляционного аппарата (лицевые судороги - смыкательная судорога губ, верхней губы, нижней губы, углов рта, судорожное раскрытие рта); языка (подъём кончика языка, подъём корня языка, изгоняющая судорога языка, подъязычная); мягкого нёба. В зависимости от преобладания тех или иных видов судорог заикание может проявляться повторением звуков или слогов слова, остановками в начале или середине слова, напряжением при произнесении слов. Одновременно страдают тембр, высота голоса, интонация. В целом речь становится запинающейся, прерывистой, с неправильными ударениями.

Вторичные расстройства представляют собой главным образом невротические проявления, чаще в виде неврастении, а также фобические расстройства в виде логофобии (страха перед речью), которая может сочетаться с другими фобиями. Обычно логофобия возникает в экстремальных для больных ситуациях и в повторяющейся обстановке, которые требуют активного речевого общения. Она обостряется в период полового созревания, а в последующие годы, будучи связанной с заиканием, может доминировать в картине болезни. При заикании нередки депрессивные расстройства, которые возникают в результате постоянно повторяющихся стрессовых ситуаций на протяжении многих лет (невозможность свободно общаться с окружающими в детском учреждении, школе, институте, на работе и т.д. из-за речевого дефекта).

Причинами заикания могут быть также чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей (понуждение к повторению непонятных и сложных слов, к декламации стихов при посторонних, перегрузки чтением текстов, не соответствующих возрасту и развитию), иногда - подражание речи заикающихся. При некоторых психических заболеваниях (истерия, шизофрения) отмечаются расстройства речи, напоминающие заикание, но таковыми по существу не являющиеся.

Коррекция заикания должна быть комплексной, осуществляемой логопедом, психологом, психотерапевтом, психиатром, невропатологом, специалистом по лечебной физкультуре и др. Очень важно не пропустить у ребёнка начала заикания, своевременно обратиться к невропатологу и логопеду, так как заикание само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает устойчивую форму. После проведённого курса лечения необходимы диспансеризация и профилактика рецидивов.

Лит.: Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962; Чевелева Н. А. Исправление заикания у детей. М., 1964; Шкловский В. М., Хавин А. Б., Подольская О. В. Некоторые показатели стрессовой толерантности при логоневрозе // Актуальные вопросы психиатрии. Минск, 1973; Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов // Руководство по психотерапии. М., 1974; он же. Заикание. М., 1994; Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980; Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. Л., 1988; Лохов М. И. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. СПб., 2000.

В. М. Шкловский.