Залеман
ЗАЛЕМАН, российские скульпторы 19 – начала 20 века, отец и сын.
Роман Карлович (Роберт Иоганн) [16(28).6.1813, Ревель, ныне Таллин - 12(24).9.1874, Санкт-Петербург], академик (1858) и профессор (1868) петербургской Академии Художеств. Сын бургомистра Ревеля К. И. Залемана. Учился в Академии Художеств в Дрездене (1833-37) у Э. Ритчеля, затем в петербургской Академии Художеств (1837-38) у С. И. Гальберга и в Мюнхене у Л. Шванталера (1838-41). В 1841-43 годах жил в Риме, где изучал античное искусство. Позднее жил в Санкт-Петербурге. Работал преимущественно в монументальной скульптуре в стиле академизма: барельефы южного портала Исаакиевского собора («Несение креста» и др., бронза, начало 1840-х годов), аллегорические фигуры («Мудрость», «Правосудие» и др.; бронза, 1856-58) для памятника Николаю I работы П. К. Клодта, группа «Минерва» для купола здания Академии Художеств (сохранился эскиз - гипс, 1874, Музей РАХ, Санкт-Петербург) - все в Санкт-Петербурге; группы «Дмитрий Донской и побеждённый им монгол», «Минин и князь Пожарский» и др. (бронза, 1861-63) для памятника «Тысячелетие России» в Новгороде работы М. О. Микешина. По рисунку Залемана была выполнена фигура летящего ангела для шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Помогал А. В. Логановскому в скульптурном оформлении храма Христа Спасителя в Москве. Среди станковых работ - статуи Петра I для Эрмитажа (гипс, 1838-41) и Николая I для дачи «Александрия» в Петергофе (мрамор, 1867, совместно с Н. С. Пименовым), портретные бюсты (отца, 1837; архитектора А. И. Мельникова, гипс, 1843, ГРМ, и др.), анималистические статуэтки.
Реклама
Р. К. Залеман. Портрет архитектора, профессора петербургской Академии художеств А. И. Мельникова. Гипс. 184З. Русский музей (Санкт-Петербург).
Гуго Романович (Робертович) [7(19).6.1859, Санкт-Петербург - апрель 1919, Петроград], академик петербургской Академии Художеств (1889). Учился там же (1877-84). В 1885-89 годах - пенсионер Академии Художеств за границей, посетил Дрезден и Мюнхен, работал в основном в Риме и Флоренции. Исполнял в позднеакадемической манере работы на религиозные и мифологические темы (барельефы «Блудный сын», воск, 1881, ГРМ, и «Переправа через Стикс», гипс, 1887, Музей РАХ; группа «Борьба кимвров с римлянами», гипс, 1889, ГРМ), серию, изображающую первобытного человека («Каменный век», бронза, 1899, ГРМ), анималистические статуэтки. По моделям Залемана и под его руководством были выполнены барельефы, посвящённые святому Владимиру, на дверях Владимирского собора в Киеве (1890-е годы), мраморный фриз «Олимпийские игры» (1902-04) на аттике здания Музея изящных искусств (ныне ГМИИ) в Москве. Преподавал в петербургской Академии Художеств (1889-1917, с 1889 адъюнкт-профессор, с 1894 профессор), в СХУМ (1918), Рисовальной школе ОПХ (1918). Среди учеников - К. Зале, М. А. Керзин, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, В. Л. Симонов, Б. И. Яковлев.
Г. Р. Залеман. «Каменный век». Бронза. 1899. Русский музей (Санкт-Петербург).
Лит.: Немцы России: Энциклопедия. М., 1999. Т. 1.