Занусси Кшиштоф

Занусси (Zanussi) КшиштофЗАНУССИ (Zanussi) Кшиштоф (родился 17.6.1939, Варшава), польский режиссёр, сценарист, педагог, общественный и религиозный деятель. Учился на физическом факультете Варшавского университета (1955-59), затем на философском факультете Ягеллонского университета в Кракове (1959-1962), окончил Высшую киношколу в Лодзи (1966). Был активистом кинолюбительского движения (ряд фильмов отмечен польскими и международными премиями). Первые профессиональные работы Занусси - среднеметражные игровые («Смерть провинциала», 1966, премия Международного кинофестиваля в Венеции, Москве и др.; «Зачёт», «Лицом к лицу», оба 1969) и документальные фильмы («Кшиштоф Пендерецкий», 1968) выполнены для ТВ. Дебют в кинематографе - фильм «Структура кристалла» (1969, в отечественном прокате - «Размышление») обозначил круг проблем и особенности поэтики Занусси, определяемой критиками как «поэтический интеллектуализм». В центре внимания режиссёра (он же автор или соавтор сценариев всех своих фильмов) - конфликт основополагающих нравственных ценностей и практической морали (или аморализма) современного социума. Глубокий психологизм, максимальная достоверность среды и поведения персонажей, строгая изобразительная стилистика выделялись на общем фоне польского киноискусства, исконно тяготеющего к романтичной взволнованности. В середине 1970-х годов Занусси стал признанным лидером «кино морального беспокойства», а его фильм «Защитная окраска» (1976) - знаковым произведением этого направления. Со временем от простых повествовательных структур, характерных для фильмов «Семейная жизнь» (1971), «За стеной» (телефильм, 1971), «Квартальный отчёт» (1974, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине), режиссёр перешёл к форме притчи («Иллюминация», 1973, Гран-при Международного кинофестиваля в Локарно и др.; «Спираль», 1978, премия Международного кинофестиваля в Канне; «Контракт», 1980; «Константа», 1980, премия Международного  кинофестиваля в Канне; «Императив», 1982, премия Международного кинофестиваля в Венеции, и др.). В работах 1980-1990-х годов, не оставляя проблем социальной этики, Занусси углубляется в рассмотрение нравственных аспектов веры. Поиск духовного абсолюта составляет драматическую ось фильмов «Из далёкой страны» (1981, биография Иоанна Павла II), «Состояние обладания» (1989), «Прикосновение руки» (1992), «Брат нашего бога» (1998) и «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём» (2000, Гран-при Международного кинофестиваля в Москве). Занусси обращается и к жанровому кино: детективу («Убийство в Катамаунте» по Дж. Х. Чейзу, 1973), мелодраме («Ночное дежурство», 1975, совместно с Э. Жебровским; «Год спокойного солнца», 1984, главная премия Международного  кинофестиваля в Венеции), социальной драме («Персона нон грата», 2005). В 1979 году снялся в фильме «Кинолюбитель» К. Кесьлевского, в 2005 - в телевизионном фильме «Паломничество в Вечный город» В. И. Хотиненко. Ставит драматические и оперные спектакли на сценах многих стран мира. Художественный руководитель (с 1979), затем директор (с 1989) студии «Tor». С 1990 президент Европейской федерации режиссёров (FERA). Консультант понтификальной комиссии по культуре Ватикана. Преподаёт в университетах и киношколах разных стран, в том числе на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве. Государственная премия Польской Народной Республики (1971).

Реклама

Соч.: О montazu w filmie amatorskim. Warsz., 1968; Rozmowy о filmie amatorskim. Warsz., 1978; Opowiesci weekendowe. Wroclaw, 1997; Между ярмаркой и салоном. Минск, 2003; Пора умирать. М., 2005.

Лит.: Bobowski S. Dyskurs filmowy Zanussiego. Wroclaw, 1996.

И. И. Рубанова.