Затундренские крестьяне

ЗАТУНДРЕНСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ (затундринские крестьяне), группа русских старожилов во внутренних районах полуострова Таймыр (так называемая Затундра - лесотундровая область, ограниченная с запада клином открытой тундры). Относились к Нижнезатундринскому крестьянскому обществу. Затундренские крестьяне жили на станках Хатангского тракта (Дудинка - Хатанга), который поддерживали своей подводной повинностью вместе с якутами, долганами и эвенками, и далее на восток вплоть до реки Попигай, а также в урочище Изба Марка в устье реки Большая Балахня на востоке Таймыра (самое северное зимнее поселение в Евразии) и в открытой тундре в низовьях реки Пясина на северо-западе.

Затундренские крестьянеПервые затундренские крестьяне были из посадских и служилых людей, поселившихся здесь в конце 17 века (позднее нганасан и эндев, но раньше эвенков, долган и якутов). В 18 веке среди них появляются крестьяне. Некоторые затундренские крестьяне, будучи староверами (судя по многочисленным старообрядческим захоронениям), могли проникнуть на Таймыр нелегально. Первоначально занимались охотой на пушного зверя, дикого оленя и птицу, рыболовством и впервые введённым ими на Таймыре ездовым собаководством. Для ездовых нарт (прямокопыльные с горизонтальной дугой-бараном) применялся западносибирский тип упряжки - продольной парной (цугом) с креплением постромки к тазовой части посредством хомута из старых рыболовных сетей, обшитого меховой оленьей шкурой. Ездовое собаководство у затундренских крестьян определило преобладание рыболовства и заготовки юколы над охотой. Затундренские крестьяне пекли хлеб (из покупной ржаной муки с добавлением мха), пироги с олениной, рыбой и диким луком. Одежда и обувь в основном долганского образца; на западе Таймыра поверх надевали заимствованные у ненцев малицы. Жилище - изба с примыкавшими крытым двором и другими хозяйственными помещениями.

Реклама

Затундренские крестьянеНаиболее ранние брачные контакты затундренских крестьян с аборигенным населением были с нганасанами. Для облегчения податей некоторые затундренские крестьяне «переписывались» в «инородческие» управы. К 19 веку численность затундренских крестьян резко упала вследствие эпидемий, оставшиеся стали смешиваться с долганами и якутами и переходить к полукочевому оленеводству. Для зимних путешествий стали использовать балки, летом жили в чумах. Часто затундренские крестьяне и долганы летом объединяли оленей в общие стада, отдаваемые на выпас выбранным пастухам, а прочее мужское население занималось охотой, которая стала доминировать над рыболовством. Затундренские крестьяне постепенно переходили на долганский язык. К 1920-м годам только у безоленных затундренских крестьян на западных станках прослеживались остатки двуязычия, при этом русские песни исполнялись на долганские мелодии. Себя затундренские крестьяне называли «крестьянами», противопоставляя русским, самодийцам (ненцам, энцам, нганасанам) и долганам. По переписи 1926-27 годов, затундренских крестьян насчитывалось 452 человека. В 1930-х годах затундренские крестьяне были окончательно ассимилированы долганами.

Лит.: Мордвинов А. Записки о Туруханском крае // Современник. 1860. №12; Долгих Б. О. Население полуострова Таймыра и прилегающего к нему района // Северная Азия. 1929. Кн. 2; он же. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М., 196З. Т. 5; Попов А. А. Затундренские крестьяне // Советская этнография. 1934. №3; Грачева Г. Н. Поездка к западным долганам // Полевые исследования Института этнографии. 1979. М., 198З.

Н. В. Плужников.