Зедльмайр Ханс

ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ханс (18.1.1896, Хорнштайн, Бургенланд, Австрия, ныне на территории Венгрии - 9.7.1984, Зальцбург), австрийский историк искусства, представитель так называемой венской школы искусствознания. Изучал архитектуру в Высшей технической школе в Вене (1918-1920), затем историю искусства в Венском университете, где его учителями были М. Дворжак и Ю. фон Шлоссер, которого Зедльмайр сменил на должности заведующего кафедрой истории (1936-45). В 1942-43 служил в армии, затем вернулся в университет, но в 1945 был уволен по закону о «денацификации», продолжая печататься под псевдонимами. Заведующий кафедрой истории искусств в Мюнхенском (1951-64) и Зальцбургском (1965-69) университетах.

В 1929 году Зедльмайр (совместно с К. Свободой) подготовил сборник статей А. Ригля, в предисловии к которому впервые обосновал структуралистский подход к искусству (смотри Структурализм), попытавшись соединить достижения гештальтпсихологии и феноменологии. В 1930-х годах опубликовал исследования по истории архитектуры (книги о Ф. Борромини, австрийской барочной архитектуре). Главные сочинения Зедльмайра, сделавшие его одной из крупнейших фигур в искусствознании 20 века: «Утрата середины» («Verlust der Mitte», 1948) - своеобразный трактат-диагноз на тему религиозного кризиса европейской культуры Нового времени, причины которого Зедльмайр видел в утрате человеком ответственности перед Богом и миром; «Революция современного искусства» («Die Revolution der modernen Kunst», 1955) - анализ современного искусства как формы духовной патологии и социального радикализма; сборник «Смерть света» («Der Tod des Lichtes», 1964) - религиозно-экзистенциальное истолкование художественных явлений современности; «Возникновение собора» («Die Entstehung der Kathedrale», 1950) - опыт применения метода иконологической герменевтики к готической архитектуре; сборник методологического эссе «Искусство и истина» («Kunst und Wahrheit», 1958, русский перевод 1999). В работах Зедльмайра подчёркнутый христианский традиционализм, проявляющийся на мировоззренческом уровне, сочетается с теоретическим и методологическим новаторством. Религиозные и философские идеи понимаются Зедльмайром как инструмент не только познавательной аналитики, но и культурно-нравственной проповеди на материале истории искусства. Для Зедльмайра характерен постоянный интерес к наследию русской религиозной мысли (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, В. В. Иванов, Ф. А. Степун). Несомненное влияние на Зедльмайра оказали идеи В. В. Вейдле, с которым его связывала продолжительная дружба.

Реклама

Соч.: Die demolierte Schönheit. Salzburg, 1965; Stadt ohne Landschaft: Salzburgs Schicksal morgen? Salzburg, 1970.

Лит.: Ванеян С. С. Пустующий трон: критическое искусствознание Х. Зедльмайра. М.,2004.

С. С. Ванеян.