Земское управление

ЗЕМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, в Русском государстве в 16-17 веках в посадах и в крестьянских общинах органы местного сословно-выборного самоуправления (существовали наряду с губными учреждениями). Практика самоуправления с выборностью должностных лиц прослеживается ещё по документам 15 века. В ходе земской реформы 1555-56 годов происходило её окончательное оформление. Термин «земское управление» в источниках 16-17 века не встречается (введён российскими историками после земской реформы 1864). Права земского управления делегировались через право избрания «выборных лутчих людей, кого все излюбят». Орган земского управления - мирской сход членов посадской, слободской или сельской общины, на котором принимались основные решения, относящиеся к компетенции общины: об использовании общинной земли (сдача в аренду, перераспределение наделов между общинниками), о приёме в общину новых членов («запись в тягло»), о раскладке («разрубе») государственных повинностей («тягла») и выполнении чрезвычайных служб. Мирские сходы обычно проводились в начале календарного года (сентябрь), но частота их созывов определялась потребностями самой общины. Для реализации принятых решений на сходе избирались земский староста (управляющий делами общины - «земства») и земский судейка - мировой судья по неуголовным делам, составлявшие административный аппарат. Дела по обвинению в «татьбе» (разбое), душегубстве и поджоге оставались в ведении губного старосты, хотя не исключалась возможность проведения совместного («смесного») суда. В помощь старосте выбирались целовальники, которые занимались в основном сбором денег по определённым статьям - корчемных, оброчных или таможенных; они давали присягу («приводились к кресту»). Наряду с целовальниками или вместо них были и наёмные (на средства общинной казны) служащие - «верные приказчики», ведавшие дорожным и мостовым делом, «вервлением», то есть измерением наделов, и пр. Помощники земского судейки - сотские и пятидесятские, в обязанности которых входили борьба с административными правонарушениями, корчемством и надзор за порядком на рынках и ярмарках (в том числе за соответствием эталонам торговых мер и весов). Для помощи земскому судейке в сложных имущественных делах (например, тяжбах с монастырями за общинные земли) «мир» из своей среды выдвигал специальных уполномоченных, которые также приносили присягу, а потому иногда назывались судебными целовальниками. В их обязанности входило присутствие на суде в качестве свидетелей («видоков»). Они иногда включались в состав «смесного» суда. Служба в сотских, пятидесятских и судебных целовальниках являлась составной частью общего мирского тягла и не вознаграждалась. У земского старосты и земского судейки имелась канцелярия - земская изба, которую возглавлял нанимавшийся «миром» земский дьячок (в 17 веке - подьячий). В его обязанности входили ведение земских приходно-расходных книг, записных книг по сборам основных и чрезвычайных налогов («окладных сборов» и «запросных денег»), переписка с центральными государственными учреждениями и местной администрацией - воеводами и губными старостами. Земский староста, земский судейка, «верные приказчики» и целовальники несли персональную ответственность перед мирским сходом, отчитываясь в делах и расходах не реже одного раза в год. Мирской сход имел широкие полномочия по пресечению их злоупотреблений: в случае несогласия «мира» с действиями представителей земских властей обычно назначалась «пеня» (компенсация), которую они должны были выплатить из личного имущества. Работа в выборном земском аппарате отнимала много времени, поэтому земские староста и судейка обычно избирались на 1-2 года, чтобы «не разорить хозяйство». На время сдачи дел переизбранной администрации назначался мирской контролёр - земский счётчик, который принимал дела по описи и составлял новую опись. В чрезвычайных случаях (в основном для подачи челобитной непосредственно царю) на мирском сходе избирались земские посыльщики, получавшие жалованье от «мира»; у посадов крупных городов (Кострома, Ярославль, Вологда) имелся постоянный посыльщик в Москве.

Реклама

По мере укрепления и развития воеводской системы управления органы земского управления лишались значительной части своих прерогатив (суд, сбор налогов). Институт земского управления постепенно становился частью местного административного аппарата. Особенно быстро этот процесс шёл в районах с преобладанием поместно-вотчинного землевладения (преимущественно в центре и на юго-западе страны). В связи с ослаблением центральной власти в Смутное время институт земского управления приобрёл новое качество и сыграл важную роль в выходе страны из социально-политического кризиса, став главным звеном управления и составив костяк освободительного движения (например, нижегородским земским старостой был К. Минин). В 17 веке по различным уездам прослеживаются следы деятельности земских изб, однако они не имели существенного влияния (за исключением посадов крупных городов, земские избы которых были в 1699 подчинены Ратуше). В прежних традициях самоуправление сохранилось лишь в общинах крестьян.

Лит.: Чичерин Б. Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856; Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. СПб., 1875. Т. 1; Дьяконов М. А. Дополнительные сведения о московских реформах половины XVI в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1894. №4; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского государства. М., 1895; он же. Новые губные и земские грамоты // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. №10; Градовский А. Д. История местного управления в России // Градовский А. Д. Собр. соч. СПб., 1899. Т. 2; Покровский М. Н. Местное самоуправление в Древней Руси // Мелкая земская единица. СПб., 1902. Вып. 1; Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. М., 1909-1912. Т. 1-2; Голомбиевский А. А., Ардашев Н. Н. Приказные, земские, таможенные, губные избы Московского государства. Обзор документов // Записки Московского Археологического института. М., 1909. Т. 4. Вып. 1; Носов Н. Е. Очерки по истории местного управления Русского государства 1-й половины XVI в. М.; Л., 1957; он же. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969; Каштанов С. М. К проблеме местного самоуправления в России 1-й половины XVI в. // История СССР. 1959. №6; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Копанев А. И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. Л., 1978; Колесникова Е. А. Эволюция местных органов управления после Смуты (10-30-е годы) // Научная программа: русский язык, культура, история. М., 1995. Ч. 2; она же. Мирские сходы и городовые советы после Смуты // Проблемы новой и новейшей истории России. М., 1999; Швейковская Е. Н. К сотенной организации города на севере России в XVII в. // От Древней Руси к России нового времени. М., 200З.

М. Ю. Зенченко, Ю. М. Эскин.