Зенфль Людвиг
ЗЕНФЛЬ (Senfl, Sennfl) Людвиг (около 1486, Базель - между 2.12.1542 и 10.8.1543, Мюнхен), немецкий композитор швейцарского происхождения. С 1496 года пел в хоре придворной капеллы императора Максимилиана I, брал уроки композиции у Х. Изака, стал его главным помощником (переписывал сочинения, сопровождал в многочисленных поездках), в 1513 году сменил его на посту капельмейстера. Не позднее 1508 года принял духовный сан. После смерти Максимилиана I (1519) несколько лет безуспешно пытался занять высокий пост при каком-либо европейском дворе. С 1523 года до конца жизни - композитор при дворе герцога Вильгельма Баварского в Мюнхене, вывел его капеллу на уровень всеевропейской известности. В 1529 году отказался от католического сана и женился. О поздних годах жизни Зенфля почти ничего не известно; возможно, его карьере воспрепятствовало активное общение с М. Лютером, реформационным идеям которого Зенфль, по-видимому, симпатизировал (сохранилась их 10-летняя переписка). Высокую репутацию Зенфля-композитора в Германии засвидетельствовали отзывы теоретиков 16 века, в том числе З. Хейдена и Г. Глареана. Наиболее значительная часть творческого наследия Зенфля - около 120 мотетов на латинские тексты (2 мотета написаны по просьбе Лютера; первый печатный сборник вышел в 1520) и около 250 песен (Lieder) на немецкие тексты (первый сборник опубликован в 1512). Самая популярная из песен «Ach Elslein, liebes Elselein» («Ах ослик, милый ослик») сохранилась в 3 разных обработках (в том числе в прозрачном аккордовом и изысканном полифоническом изложении); текст песни «Lust hab ich ghabt zur Musica» («Мне так любезна музыка») представляет собой акростих («Ludwig Sennfl»). В 7 мессах, отдельных песнопениях проприя мессы, вечерни и других полифонических сочинениях Зенфль придерживался стилевой модели нидерландской школы, установленной Жоскеном Депре и Изаком (в том числе использовал архаичную для своего времени изоритмию). 4-голосные оды сборника «Harmonia poetica» («Поэтическая гармония»; совместно с П. Хофхаймером; опубликован в 1539) на латинские тексты - эксперимент, в котором композитор пытался полностью подчинить музыкальный ритм метрике античного стиха (по представлениям того времени).
Реклама
Лит.: Löhrer Е. Die Messen von L. Senfl. Z., 1938; Seidel W. Die Lieder L. Senfls. Bern, 1969; Kongsted О. L. Senfls Luther-motetter. En forskningsberetning. Kbh., 2000 (Fund og Forskning / Kongelige Bibliotek. Bd 39).
С. Н. Лебедев.