Зенон Элейский

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (Ζήνων ό Έλεάτης) (Элея, Южная Италия; по Аполлодору, акмэ 464-461 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель элейской школы, ученик Парменида. В диалоге «Софист» (фрагмент I Ross) Аристотель называл Зенона Элейского «изобретателем диалектики», то есть критического анализа «принятых мнений» (ένδοξα) или опровержения тезиса противника путём сведения к абсурду. Платон в «Пармениде» упоминает о сочинении Зенона Элейского, написанном с целью «высмеять» оппонентов Парменида и показать, что допущение множества и движения приводит «к ещё более смехотворным выводам», чем допущение Одного сущего (по Проклу, это сочинение содержало 40 аргументов - λόγοι против множества). Наибольшую известность уже в древности получили 4 аргумента (так называемые апории) против возможности движения, сохранившиеся в парафразах Аристотеля («Физика», VI 9):

1) «Стадий» (иначе «Дихотомия»): прежде чем пройти стадий (ристалище и мера длины около 180 м), необходимо пройти половину стадия, но прежде чем пройти половину, необходимо пройти половину половины, и т. д. до бесконечности, т. е. «коснуться» бесконечного числа точек. Однако «невозможно пройти или коснуться бесконечного числа точек в конечное время». Следовательно, бегун никогда не достигнет финиша (по другому толкованию, никогда не стартует);

Реклама

2) «Ахилл и черепаха»: «самый быстрый (бегун) никогда не догонит самого медленного, так как догоняющий должен прежде достичь того места, откуда сдвинулся убегающий, так что более медленный всегда будет чуть впереди»;

3) «Стрела»: «Если всякий предмет покоится... когда занимает равное себе место, а движущееся всегда находится в "теперь", то летящая стрела неподвижна». Согласно Аристотелю, эта апория основана на допущении, что время состоит из неделимых «теперь»;

4) в апории «Движущиеся тела» (иначе «Стадий», не смешивать с 1-м) говорится о «равных телах, движущихся по стадиону в противоположных направлениях мимо равных им (неподвижных)», при этом оказывается, что «половина времени равна двойному». Оппонентами Зенона Элейского могли быть адепты здравого смысла, которым он хотел показать абсурдность и, следовательно, ирреальность феноменального мира множества и движения. Вместе с тем никакой реальности, кроме пространственно протяжённой, Зенон  Элейский не признавал. Апории Зенона Элейского так или иначе упираются в проблему континуума, ставшую актуальной в 20 веке в связи с множеств теорией Г. Кантора и квантовой физикой.

Соч.: [Фрагменты] // DK I, 247-258; Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1. С. 298-314.

Лит.: Яновская С. А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона»? // Проблемы логики. М., 1963; Grünbaum А. Modern science and Zeno’s paradoxes. L., [1968]; Комарова В. Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988; Zeno’s paradoxes / Ed. W. Ch. Salmon. 2nd ed. Indianopolis, 2001 (bibl.); Sainsbury R. М. Paradoxes. 3rd ed. Camb., 2001.

А. В. Лебедев.