Знаменский Пётр Васильевич
ЗНАМЕНСКИЙ Пётр Васильевич [27.3(8.4).1836, Нижний Новгород - 2(15).5.1917, Казань], историк русской Церкви, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1892).
Из семьи священнослужителя. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1856), Казанскую духовную академию (1860). Преподавал в Самарской семинарии (1860-61), Казанской духовной академии (1861-97); ординарный профессор кафедры церковной истории (с 1868). Магистр богословия (1860), доктор церковной истории (1873), доктор истории honoris causa Московского университета (1892). Председатель комиссии по составлению «Описания рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии». Редактор журнала «Православный собеседник». Почетный член Санкт-Петербургской, Московской, Киевской духовных академий, действительный член Общества истории и древностей российских, Исторического общества Нестора-летописца.
Почти все исследования Знаменского посвящены синодальному периоду в истории русской Церкви. В «Руководстве к русской церковной истории» (1870, переиздана - 2005) он обращается к изучению религиозной жизни всего общества, исследуя ход христианского просвещения крестьянства и приходскую жизнь. Проблематике приходского духовенства посвящены работа «Приходское духовенство на Руси XVI и XVII в.» (1865) и докторская диссертация Знаменского «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (1873, переиздана - 2003). Исследование было одобрено митрополитом Московским Макарием (Булгаковым). В исследовании «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» (1881, переиздано - 2001) Знаменский впервые осветил историю русской духовной школы в 18 веке. Сочинение «История Казанской духовной академии за первый период её существования (1842-1870 годы)» (вып. 1-3, 1891-92) основано как на архивных данных, так и на личных воспоминаниях автора и устных рассказах преподавателей и студентов академии, среди которых выделяются сообщения Н. И. Ильминского. В своих церковно-публицистических работах, а также, будучи редактором «Православного собеседника», Знаменский выступал в поддержку диалога Церкви с современным ему секуляризирующимся обществом и против крайнего консерватизма, защищал идеи архимандрита Феодора (А. М. Бухарева) о воцерковлении жизни от несправедливой критики В. И. Аскоченского. В конце жизни Знаменский передал своё имущество Казанской духовной академии (прежде всего на стипендии студентам); оказывал поддержку миссионерскому движению среди инославных коренных народов.
Реклама
Лит.: Харлампович К. Историк-художник. Казань, 1920; Сцловьев И. Профессор П. В. Знаменский как историк русской церкви // Знаменский П. В. История русской церкви. 9-е изд. М., 2000; Русские писатели-богословы. 3-е изд. М., 2001. С. 58-61.
А. А. Платонов.