Духовенство

ДУХОВЕНСТВО, священнослужители и церковнослужители христианских церквей. Первыми представителями духовенства можно считать святых апостолов, на которых в праздник Пятидесятницы сошёл Святой Дух. Этот день считается началом христианской Церкви и миссионерских подвигов апостолов. В период Средневековья и Нового времени сословие в государствах с сословным общественным устройством, в том числе в Российской империи. Основная задача духовенства состоит в удовлетворении религиозных нужд прихожан. Священнослужители осуществляют богослужение, исполняют требы (крещение, венчание, отпевание, освящение домов), исповедуют и причащают прихожан, заботятся об их нравственном состоянии. Деятельность духовенства была также направлена на распространение знаний, исправление нравов и искоренение суеверий.

ДУХОВЕНСТВООформление духовенства как сословия происходило с начала 4 века (епископы и клирики христианской Церкви стали наделяться различными привилегиями) и завершилось в эпоху раннего Средневековья. В Западной Европе в период классического Средневековья духовенство составило особое привилегированное сословие, традиционно именовалось первым и стояло выше светских феодалов. Ввиду обязательности целибата для католического духовенства к нему принадлежали лишь сами клирики Римско-католической церкви. После Реформации духовенство в странах, где утвердился протестантизм, перестало выступать в качестве сословия, сохранив статус духовных лиц. Служители православных церквей подразделялись на белое духовенство (священнослужители - священники и дьяконы; помогавшие им во время богослужения церковнослужители - дьячки, пономари, просвирни), которое входило в состав сословия вместе с членами семьи, и чёрное духовенство (монашество).

Реклама

Представители восточно-христианского духовенства появились в Древнерусском государстве в середине 10 века, ещё до официального Крещения Руси. В «Повести временных лет» в связи с заключением русско-византийского договора 944 сообщается о существовании «соборной» церкви Святого Ильи в Киеве (однако в историографии существует мнение, что в данном случае речь идёт о храме в Константинополе). Духовенство формировалось одновременно со становлением Русской православной церкви. С созданием Киевской митрополии (вероятно, не позднее 997), подчинявшейся Константинопольскому патриархату, из Константинополя прибыли митрополит и иные священнослужители греческого происхождения. Они служили в первых поставленных на Руси в 990-е годы церквах - в Киеве и Новгороде, а также в центрах огромных по византийским меркам епархий, которые были образованы в Древнерусском государстве (15, возможно 16, к концу 1230-х годов). За пределами крупных городов постепенно сформировались церковные округа («погосты», «уезды», «переезды»), к 15 веку они были вытеснены приходами. После Ферраро-Флорентийского собора, на котором в 1439 году была заключена уния между католической и православной церквами, и избрания в 1448 Ионы первым митрополитом русской Церкви, ставшей автокефальной, русское духовенство перестало канонически подчиняться Константинопольскому патриархату.

Изначально духовенство обладало рядом так называемых канонических привилегий: было подсудно только архиерейскому суду, управлялось церковными иерархами, освобождалось от государственной службы и налогов в пользу государства. Рукоположение в священники осуществлял местный епископ. Предпочтение отдавалось людям кротким и целомудренным, кандидат обязательно должен был состоять в церковном браке. Священниками не могли стать холопы, убийцы, разбойники, лица, задолжавшие деньги, и двоеженцы. Подготовку и обучение священников проводил другой опытный священнослужитель в индивидуальном порядке в течение 6 недель за оговорённую плату.

ДУХОВЕНСТВОПричт приходской церкви, который был полным только в богатых храмах, состоял из священника (попа), диакона (эта должность существовала не повсеместно), дьячка, пономаря (нередко заменялся сторожем), звонаря, сторожа и просвирни (с 12 века; женщина, которая пекла просфоры). Собор 1273 запретил привлекать кандидатов в священники к ручному труду и определил плату за «поставление». К 15 веку в русских землях и княжествах было построено около 6,5 тысяч храмов; в среднем на храм приходилось не более 2,4 служителей, а общее число лиц духовного звания не могло превышать 15,6 тысяч человек (хотя в историографии встречаются и большие цифры).

Содержание духовенства предоставлялось главным образом приходской общиной или ктитором храма (князем, боярином, купцом и др.), в ряде случаев оно оформлялось так называемой ружной грамотой, в которой оговаривалось специальное ежегодное жалованье за осуществление тех или иных служб или без всяких условий. Руга (позднее выплачивалась из казны) могла быть денежной или натуральной, она использовалась или всеми членами причта, или шла на содержание тех, кто был указан в грамоте. Кроме того, представители духовенства лично вели хозяйство, обрабатывали землю, принадлежавшую храму, при недостатке этой земли дополнительные участки брались причетниками в аренду. Другим способом материального обеспечения причта были доходы от церковных вотчин, сёл и деревень (ими ведал староста церковной общины), которые переходили в собственность храма, например, по завещанию или дарственной. Духовные лица могли сами владеть участками земли, что значительно улучшало их материальное положение. Доходы от торговли и ростовщической деятельности считались несовместимыми с церковной службой, хотя светские власти неоднократно предоставляли храмам право беспошлинной торговли.

Плата за требы, совершаемые в храме, считалась добровольной, её размер зависел от достатка прихожанина. Из получаемых доходов духовенство выплачивало многочисленные пошлины местному епископу, который сам устанавливал их размер и число (так называемое архиерейское тягло), среди них - соборное (или зборное), заезд, десятина и др. Единовременные пошлины взимались при поставлении священника, его переходе на службу в другой храм или другую епархию. Периодически священники выплачивали местному епископу различные дани на праздники - Петровское (Петровская дань), Рождественское. В конце 14 века для сбора пошлин и даней в епархиях стали действовать специальные архиерейские чиновники - десятинники, заездчики, доводчики. С того же времени фиксируются нарушения основных канонических привилегий духовенства.

Представители духовенства преимущественно были грамотными (однако известны случаи, когда службу проводили и неграмотные священники, выучив её наизусть «по напевке»). Священнослужители зачастую преподавали в школах, действовавших при церквах. Своим детям они старались дать образование. Часто сыновья священников (поповичи) становились лицами духовного звания или уходили на государственную службу.

В 16-17 веках белое духовенство численно значительно преобладало, но подчинялось высшим иерархам чёрного духовенства - архиереям (патриарху, митрополитам, архиепископам и епископам). Стоглавый собор (1551) провозгласил духовно-религиозную сферу основой государственной и народной жизни, декларировал принцип независимости церковного суда и управления, предоставил определённые административно-финансовые полномочия представителям белого духовенства - протопопам (почетное звание священника, как правило, служащего при городском или кафедральном соборе), а также представителям церковных общин - выборным поповским старостам и десятским. Учреждение патриаршества (1589) практически не отразилось на положении духовенства.

ДУХОВЕНСТВОСтремление к «благочинию» в церковной жизни и борьба с неортодоксальными обрядами и верованиями в народной среде проявились в 1630-40-е годы в деятельности «ревнителей благочестия», в числе которых преобладали провинциальные приходские священнослужители. Соборным уложением 1649 года был учреждён Монастырский приказ как судебное государственное учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчинённых им по служебным и владельческим отношениям (из ведения приказа исключались патриарх и патриаршая область).

Значительный удар по единству духовенства нанесли раскол в РПЦ и формирование старообрядчества. Во многом этим были обусловлены реформы, проводившиеся по решениям Большого собора 1666-67. В целях соблюдения основных канонических привилегий духовенства собор принял ряд важных решений, в том числе отстранил Монастырский приказ от суда над духовенством, после чего усилился архиерейский контроль. В течение 17 века одновременно со стабилизацией приходской сети унифицировалась система сбора дани с духовенства в пользу архиереев и упорядочивалось материальное обеспечение приходского духовенства (главным источником доходов становилась эксплуатация церковных земель). В среде приходского духовенства развивалась традиция передачи по наследству не только занятий и статуса, но и «места» (должности с доходом) при определённой церкви. Все эти факторы влияли на становление духовного сословия. Тем не менее, в конце 17 века единство белого духовенства нарушалось из-за отдельного статуса ружного духовенства и неразвитости сословного самосознания. Серьёзной проблемой являлся ограниченный уровень образования духовенства, причиной чего было отсутствие развитой специальной системы обучения.

К концу 17 века представителей белого духовенства со взрослыми членами семей мужского пола насчитывалось около 100 тысяч человек. Большинство из них служило при приходских церквах. Указом Петра I (1708; подтверждён в 1710) детям духовенства, не учившимся в школах, было запрещено поступать на должности священно- и церковнослужителей. В начале 18 века сформировался институт военного и морского духовенства (в 1891 было 569 военных священников), представители которого служили в полковых, судовых, крепостных, госпитальных, тюремных и других церквах, сопровождали части армии и флота во время военных походов и боевых действий.

ДУХОВЕНСТВОСогласно Духовному регламенту 1721 года, патриаршество было упразднено (после смерти патриарха Адриана в 1700 Пётр I запретил выборы нового патриарха), управление РПЦ передано государственному учреждению - Синоду; ограничено пользование духовенства доходами с церковных вотчин; духовенство обязывалось вести метрические книги (в них фиксировались даты рождения, крещения, венчания и смерти прихожан); для подготовки духовенства учреждались духовно-учебные заведения; за счёт увеличения полномочий архиереев ограничена свобода помещиков или прихожан избирать причт. В 18 веке выборный принцип назначения на должности приходского духовенства постепенно вытеснялся (окончательно упразднён в 1841), с одной стороны, практикой назначения духовенства епархиальным архиереем, с другой - обычаем определения на места священно- и церковнослужителей их детей или родственников, а также лиц, вступавших в брак с дочерьми клириков. В случае если приход замещался посторонним лицом, вновь назначенный священнослужитель выплачивал своему предшественнику или его семье определённую часть своих доходов. В 18 веке определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий было запрещено. В то же время был затруднён выход из духовного звания. В связи с этим, а также благодаря тому, что дворяне воздерживались от перехода в духовное звание, духовенство приобрело характер замкнутого сословия.

Тогда же получила развитие тенденция оформления духовенства в привилегированное сословие. В 1722 состоявшие на службе священнослужители и члены их семей освобождены от подушной подати. В дальнейшем духовенство освобождено от рекрутской повинности (1724), постоев войск, дежурств на съезжих дворах, явки к офицерам для работ и посылок (1736), «хождения к рогаткам на караулы и на пожары и от прочей полицейской должности» (1742). В 1767 священники и иеромонахи освобождены от телесных наказаний, в 1771 эта привилегия распространена на диаконов. В царствование императора Павла I запрет утратил силу, в связи с чем в 1801 император Александр I вновь отменил телесные наказания для священников и диаконов, в 1808 - для их жён, в 1811 - для монахов, не имевших священнического сана (церковнослужители освобождены от телесных наказаний в 1863 в связи с отменой этой меры наказания как таковой).

ДУХОВЕНСТВОВ то же время с начала 18 века государство предпринимало активные меры по регулированию численности духовенства, в результате которых доля духовенства в составе всего населения России непрерывно снижалась. В 1722 введены первые штаты духовенства, которые устанавливали зависимость числа духовных лиц в приходе от численности прихожан и положили начало законодательному оформлению духовенства как сословия. На приход (100-150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200-250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число увеличивалось соответственно в 2-3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов. В 18 - 1-й трети 19 века неоднократно производились так называемые разборы духовенства, в ходе которых священно- и церковнослужители, не имевшие места или занимавшие не предусмотренные штатами места, а также провинившееся в чём-либо, переводились в податные сословия или в качестве рекрутов отправлялись в армию (последний рекрутский набор, касавшийся представителей духовенства, проведён в 1831). Аналогичные меры предпринимались по отношению к детям духовенства. Во 2-й четверти 18 века численность белого духовенства составляла около 125 тысяч человек.

В связи с секуляризацией 1764 часть дохода от церковных земель была направлена на содержание епархиальных управлений, епископов и консисторий, что позволило в том же году ликвидировать сборы с приходского духовенства в пользу церковных иерархов. С 1765 причты сельских приходских церквей наделялись земельными наделами площадью от 36 га (в 1890 площадь церковных земель составляла свыше 2 миллионов га, из которых 1,8 миллионов га - в Европейской России); приходское духовенство обрабатывало эти земли самостоятельно, реже сдавало в аренду. Тогда же установлен обязательный минимум (в 1801 был удвоен) оплаты приходскому духовенству за исполнение церковных треб. Исповедовать и причащать священник обязывался безвозмездно. В 1778 изданы новые, существенно сокращённые штаты духовенства, появление которых было связано с необходимостью привлечь на службу во вновь создававшиеся (согласно губернской реформе 1775) местные государственные учреждения большое число новых чиновников, которые набирались и среди духовенства, а также семинаристов. В 1784 имелось 93,7 тысяч штатных мест священно- и церковнослужителей, из них 74,6 тысяч были заняты. В 1797 началось награждение духовенства некоторыми орденами, а также скуфьями, камилавками, наперсными крестами и митрами. В 1798 году указом императора Павла I (отменён в 1801 императором Александром I) прихожанам предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства.

В начале 19 века разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания). Выход из духовного сословия детей духовенства, не принявших сан, был упрощён. В 1825 году белое духовенства насчитывало 101 тысячу человек (32,7 тысяч священников, 14 тысяч диаконов, 54,3 тысяч причетников), в 1839 - 108,5 тысяч человек (33,6 тысяч священников, 15,4 тысяч диаконов, 59,5 тысяч причетников).

Во 2-й четверти 19 века стало вводиться государственное денежное обеспечение сельского и городского духовенства (в 1900 денежное содержание от государства получало духовенство около половины всего количества причтов, к 1917 - 81,2%), его размер постепенно повышался. Однако и в начале 20 века по-прежнему главными источниками существования духовенства являлись платы прихожан за требы, сборы продуктов во время так называемых обходов прихожан, например, на Пасху, Рождество.

К середине 19 века в основном завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для духовенства. К 1850 она состояла из 4 духовных академий (обучались 383 человека), 47 духовных семинарий (16,7 тысяч человек), 182 духовных училищ (24,7 тысяч человек). В дальнейшем их количество увеличилось незначительно. С 1843 для дочерей духовенства открывались епархиальные училища.

ДУХОВЕНСТВОВ ходе реформ, осуществлённых императором Александром II, усилилась тенденция нарушения сословной замкнутости духовенства. В 1863 выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты (в 1878 составляли 46% всех студентов; право семинаристов поступать в университеты без сдачи экзаменов на аттестат зрелости в гимназиях отменено в 1879, вновь даровано в 1884). В 1864 детям духовенства разрешено поступать в гимназии, в 1866 - в военные училища. В результате земской реформы 1864 представители духовенства, являвшиеся держателями церковных земель, получили право избирать гласных земств и быть избранными в их состав (упразднено земским положением 1890, которое ввело назначение депутатов от духовенства в земские собрания епархиальными архиереями). В 1867 году отменено наследование должностей духовенства (однако традиция наследования продолжала существовать); признана необязательной материальная помощь вновь назначенного священнослужителя своему предшественнику или его семейству (социальная защита оставшихся за штатом клириков и семейств умерших клириков была возложена на епархиальные власти). В 1869 дети духовенства перестали причисляться к духовному званию: дети священников получали право возведения в личное дворянство (если они не имели прав на потомственное), дети церковнослужителей - право причисления к сословной группе личных почётных граждан. Им был предоставлен свободный выбор занятий; из «духовного звания» исключались лица, не имевшие священнического сана и не состоявшие на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари и др. В 1871 в ряды духовенства дозволен доступ лицам всех сословий (однако на практике это право использовалось редко). В 1866 введено пенсионное обеспечение священников, в 1876 - протодиаконов, в 1880 - диаконов.

ДУХОВЕНСТВОУлучшение материального обеспечения духовенства связывалось главным образом с сокращением его численности. Она уменьшилась в результате введения новых штатов 1869 года: священников - с 38,8 тысяч (1869) до 33 тысяч (1880), диаконов - с 14,3 до 7,6 тысяч, причетников - с 63 до 48,6 тысяч человек. С введением штатов 1885 численность белого духовенства вновь возросла, в 1898 она составила 102,7 тысяч человек; 44,7 тысяч священников, 14,4 тысяч диаконов, 43,6 тысяч причетников (по данным Всероссийской переписи населения 1897, численность населения, официально отнесённого к православному, превысила 87 миллионов человек).

Во 2-й половине 19 - начале 20 века существенно улучшился образовательный уровень приходского духовенства. В 1863 в Москве по инициативе белого духовенства основано Общество любителей духовного просвещения. Духовенство активно участвовало в деятельности Палестинского православного общества, образованного в 1882. В 1860-е годы многие представители духовенства стали публиковаться в периодических изданиях (главным образом церковных, в том числе в епархиальных ведомостях), духовенство впервые получило возможность обсуждать в печати собственное положение и нужды. В последней трети 19 - начале 20 века духовенство стало особенно широко участвовать в благотворительной деятельности (в 1897 при храмах действовало 17,3 тысяч благотворительных организаций, большинство из которых возникли по инициативе и при участии их настоятелей). Тогда же практически каждый священник являлся учителем Закона Божьего в одной или более начальных школах, реже - в средней школе; преподаванием Закона Божьего занимались также церковнослужители. С 1884 духовенство руководило церковно-приходскими школами.

ДУХОВЕНСТВОС 1906 Синод назначал 6 представителей - по 3 от белого и чёрного духовенства - в Государственный совет, тогда же духовенство получило право участвовать в деятельности внецерковных общественных организаций при условии, что в их программах или действиях не содержалось «нечто явно противное учению и правилам» РПЦ. Представители духовенства избирались населением в Государственную думу: в 1-ю - 6 священников (2 из них подписали Выборгское воззвание), во 2-ю - 13 священников, в 3-ю - 45 священников и 2 епископа, в 4-ю - 48 священников и 2 епископа. В 1-й и 2-й Государственных думах большинство представителей духовенства принадлежали к левым и либеральным фракциям, в 3-й и 4-й - к правым и националистам.

В начале 20 века рост численности духовенства был незначителен по сравнению с увеличением православного населения. В 1912 приходского духовенства насчитывалось 110,5 тысяч человек: 50,3 тысяч священников, 14,6 тысяч диаконов, 45,6 тысяч причетников.

После Февральской революции 1917 часть архиереев либо под давлением Временного правительства (как лица, бывшие прежде близкими к Г. Е. Распутину или к членам императорской семьи), либо по требованию чрезвычайных епархиальных съездов духовенства и мирян (по обвинениям в суровом управлении и пр.) были вынуждены подать в отставку. Некоторую часть духовенства, главным образом церковнослужителей, захватили революционные настроения; среди духовенства получили распространение требования модернизации богослужения, введения выборного начала во всех органах церковного управления, наделения мирян правом участвовать в управлении приходом и т.п. (впоследствии многие сторонники этих идей примкнули к движению обновленчества). Вводился выборный порядок замещения церковных должностей. В августе 1917 по настоятельным требованиям духовенства и с согласия Временного правительства был созван Поместный собор РПЦ (смотри в статье Поместные соборы), который 5(18).11.1917 избрал патриарха Московского и всея Руси (им стал митрополит Московский Тихон).

После Октябрьской революции 1917 духовенство как сословие ликвидировано декретом ВЦИК и СНК от 10(23).11.1917. В соответствии с Декретом об отделении церкви от государства (1918) духовенство было лишено государственного обеспечения. В связи с изъятием Закона Божьего из программ общеобразовательных учебных заведений духовенство было отстранено от преподавания в них. В ходе Гражданской войны 1917-22 значительная часть духовенства, в том числе и представители военного духовенства, служившего в Белых армиях, эмигрировала, образовав Русскую православную церковь за границей.

До начала 1940-х годов в СССР, в условиях резкой антирелигиозной пропаганды, направленной на очернение социального служения духовенства и уничижение его значения в жизни общества, духовенство подвергалось массовым репрессиям. В середине 1940-х - 1950-х годов отношение Советского государства к РПЦ изменилось в связи с осознанием властью патриотической роли православного духовенства в годы Великой Отечественной войны. С середины 1950-х годов, с началом новой волны гонений, численность духовенства в СССР вновь стала сокращаться (9 тысяч священников и диаконов в 1961, 7,3 тысяч в 1967). Эта тенденция изменилась в период перестройки середины - 2-й половины 1980-х годов. В конце 20 - начале 21 века в постсоветской России в связи с возрождением церковной духовной жизни, укреплением позиций и влияния РПЦ общая численность православного духовенства возрастает: 6674 священника и 723 диакона (1988), 29,4 тысяч священнослужителей (начало 2000-х годов).

В Греции, Румынии, Болгарии, Армении, Грузии и Македонии поместные православные церкви пользуются особой государственной поддержкой (например, имеют налоговые льготы); в Греции государственный статус православной церкви закреплён конституцией.

Религиозный культ в мусульманстве отправляют муфтии, в иудаизме - раввины, в буддизме - ламы.

Лит.: Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880; Климов Н. Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902; Сергий [Тихомиров], архимандрит Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой книге Вотской пятины 1500 г. СПб., 1905; Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII вв. Сергиев Посад, 1906; Стратонов Е. К установлению соборной и приходской жизни Русской церкви. М., 1906; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912; он же. Древнерусский духовник. М., 1913; Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI- XIV вв. М., 1972; он же. Государство и церковь Древней Руси, Х-XIII вв. М., 1989; Хорошев А. С. Экономическое положение приходских церквей в Новгороде Великом // Русский город. М., 1979. Вып. 2; Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990; Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII в.: Пространство, населенность, клир. Вологда, 1994; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1994-1996. Кн. 1-7; Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1; Баловнев Д. А. Низший церковный округ в терминологии XIV-XV вв. // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2; ом же. Поставление священнослужителей. Теория и практика XIII-XV вв. // Там же; он же. Приходское духовенство XV - начала XVI в. По новгородским писцовым книгам (численность и особенности состава) // Отечественная история. 2004. №4; Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и февральская революция 1917 г. М., 2002; Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX - начале XX в. М., 2002; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002; Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 годы). М., 2002; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003; Котков В. М. Военное духовенство России: В 2 кн. СПб., 2004.

Д. А. Баловнев (10-15 века); П. С. Стефанович (16-17 века); И. В. Беспалов (18-20 века).