Зонная теория

ЗОННАЯ ТЕОРИЯ музыкального слуха, музыкально-психологическая концепция, объясняющая с единой точки зрения различные стороны музыки, главным образом в связи с её исполнением и восприятием. В основе зонной теории - введённое Н. А. Гарбузовым понятие зоны как количественной характеристики ступеневых качеств музыкальных  звуков (смотри Звук музыкальный, Ступень). Согласно этой концепции, используемые в практике художественные качества музыкального  звука (высота, громкость, тембр, длительность) сохраняются в относительно широком диапазоне его физических характеристик (частота, интенсивность, обертоновый состав, продолжительность). Методами экспериментальной психологии доказано, например, что ступеневое качество звука «ля» первой октавы не переходит в соседние качества (по высоте) в довольно широкой зоне - примерно от 430 до 450 Гц. Зона абсолютных высот (для лиц, обладающих абсолютным слухом) составляет примерно 80 центов (0,8 темперированного полутона), в крайних (предельно низком и предельно высоком) регистрах она расширяется до 200 центов (т. е. достигает целого тона); для интервального, относительного, слуха значение зоны уже - 60-70 центов. Внутри зоны тренированный слух различает большое количество интонационных оттенков; это позволяет исполнителям на нетемперированных инструментах (с нефиксированным или частично фиксированным строем) вносить индивидуальные, неотражаемые в нотном тексте звуковысотные нюансы в процесс исполнения. Понятие зоны распространено также на восприятие темпа и ритма, динамический (громкостный) и тембровый слух, что открыло новые возможности для изучения художественной интерпретации музыкальных  произведений.

Лит.: Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог. М., 1980. Смотри также литературу при статьях Музыкальная акустика, Слух музыкальный.