Зубов Алексей Фёдорович

Зубов Алексей ФёдоровичЗУБОВ Алексей Фёдорович (1682 или 1683, Москва - 1750 или 1751, там же), российский гравёр. Сын Ф. Е. Зубова, брат И. Ф. Зубова. Учился сначала в иконописной мастерской Оружейной палаты у Т. И. Филатьева (1689-90) и Г. Т. Зиновьева (с 1690), а затем - в Гравировальной палате у А. Шхонебека (с 1699). В 1704-05 годах находился в распоряжении Турецкой комиссии, уточнявшей границы и изготовлявшей карты после заключения мира с Турцией. С 1706 работал в Оружейной палате. В 1711 переехал в Санкт-Петербург, где работал до 1727 (вместе с П. Пикартом) старшим мастером гравировальной мастерской при Санкт-Петербургской типографии. Лучший русский гравёр 1-й половины 18 века, Зубов наиболее полно выразил дух Петровской эпохи, когда карты и планы сражений, изображения баталий, завоёванных городов и победных фейерверков гравировались немедленно по следам событий (преимущественно в технике офорта), раздавались в армии, продавались «везде на Москве и в городах», рассылались Петром I за границу в виде «презентов». Таковы листы «Книги Марсовой» (1712-1714), «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце... в 1712 г.» (1712), «Баталия Полтавская» (1714, совместно с Пикартом), «Морское сражение у мыса Гангут» (1715), «Сражение при Гренгаме» (1721). Зубова можно назвать и основоположником «петербургской видописи», родоначальником ведуты в русском искусстве. Он посвятил новой столице многие листы, включая огромную «Панораму Петербурга» (гравюра резцом, 1716), точно фиксирующую облик молодого города (гравюра печаталась с 8 досок; одновременно было напечатано 11 «малых видов» Санкт-Петербурга, исполненных Зубовым и А. И. Ростовцевым). В произведениях Зубова аксонометрическое изображение архитектуры и пейзажа сочетается с элементами прямой перспективы. В 1732 году вернулся в Москву и последние два десятилетия своей жизни провёл, выполняя заказы Синодальной типографии, гравируя карты для «Атласа Всероссийской империи» и вырезая медные доски для печати гербовой бумаги. О вынужденной архаичности языка его последних работ свидетельствует огромный «Вид Соловецкого монастыря», исполненный совместно с братом (закончен в 1744).

Реклама

Лит.: Комелова Г. Н. «Панорама Петербурга» - гравюра работы А. Ф. Зубова // Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977; Алексеева М. А. Гравюра Петровского времени. Л., 1990; Лебедянский М. С. А. Зубов. Первый видописец Петербурга. М., 200З.

Н. А. Борисовская.