Жан Поль
ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (21.3.1763, Вунзидель - 14.11. 1825, Байрёйт), немецкий писатель. Его отец - учитель, органист, затем лютеранский пастор. Изучал теологию в Лейпциге (1781-1784). Первое значительное произведение - идиллическая повесть «Жизнь предовольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» («Leben des vergnügten Schulmeisterlein Maria Wuz in Auenthal») в составе романа «Невидимая ложа» («Die unsichtbare Loge», 1793, незавершён). Получил широкую известность после выхода в свет автобиографического романа «Геспер, или 45 дней собачьей почты» («Hesperus, oder 45 Hundsposttage», 1795), в котором обнаруживается характерное для поэтики Жана Поля слияние комизма, чувствительности и барочной игры слов. В 1796 был опубликован роман-идиллия «Жизнь Квинта Фикслейна» («Leben des Quintus Fixlein»).
С 1796 началась пора странствий Жана Поля: он посетил Веймар и Йену, где познакомился с И. В. Гёте и Ф. Шиллером, а также с И. Г. Гердером и К. М. Виландом. Жил попеременно в Лейпциге, Берлине (где сблизился с Ф. Шлегелем и другими романтиками), Майнингене, Кобурге; с 1804 - в Байрёйте. За время странствий написаны важнейшие романы Жана Поля: «Цветы, плоды, шипы, или Супружество, смерть и свадьба адвоката для бедных Зибенкэза» («Blumen, Frucht und Dornenstükke, oder Ehestand, Tod und Hochzeit des Armenadvokaten F. St. Siebenkäs», Bd 1-3, 1796-97, русский перевод 1937), «Озорные годы» («Flegeljahre», 1804-1805, не завершён). В романе воспитания «Титан» («Titan», Bd 1-4, 1800-03) Жан Поль, следуя жанровой модели «Годов учения Вильгельма Мейстера» Гёте, подвергает критике «мир эстетической видимости» веймарского классицизма.
Реклама
Стиль прозы Жана Поля, прихотливо сочетающий иронию, юмор и пародию, отразил влияние Л. Стерна; повествование насыщено лирическими отступлениями, вводными эпизодами, «арабесками», затрудняющими восприятие. Свою оригинальную теорию комического - «смеха сквозь слёзы», имеющего серьёзную, трагическую основу, Жан Поль развил в эстетическом трактате «Приготовительная школа эстетики» («Vorschule der Ästhetik», 1804, русский перевод 1981). Ироничность и игровая манера сближают Жана Поля с романтиками, однако в целом он не примкнул ни к одному из основных литературных течений своего времени. При всей своей тяге к комизму Жан Поль постоянно обращается к серьёзным морально-философским и религиозным проблемам: смерти и бессмертия, веры и безверия, чаще всего облекая их в парадоксальную и даже абсурдистскую форму [«Речь мёртвого Христа, произнесённая с вершины мироздания, о том, что Бога нет» («Rede des toten Christus vom Welt-gebäude herab, daß kein Gott sei»), опубликован в приложении к роману «Зибенкэз»]. Философско-религиозная тематика является основой многолетней переписки Жана Поля с Ф. Г. Якоби. Во второй половине жизни Жан Поль всё большее внимание уделял вопросам педагогики. Основным пафосом педагогического сочинения Жана Поля - трактата «Левана, или Учение о воспитании» («Levana, oder Erziehungslehre», 1806; русский перевод фрагментов 1830, 1940, 1973) была идея внутренней свободы личности; эксперименты в области педагогики конца 18 века (И. Б. Базедов и др.) он воспринимал как насильственные. Следуя Гердеру, полагал, что человек в процессе воспитания призван реализовать свою человеческую сущность, для чего воспитатель - «человек, освободившийся от пут природы, необходимости» - «высвобождает идеального человека, скрытого в каждом ребёнке». Среди других произведений: романы «Путешествие полкового проповедника Шмельцле во Флетц» («Des Feldpredigers Schmelzle Reise nach Flätz», 1809), «Путешествие доктора Катценбергера на воды» («Dr. Katzenbergers Badereise», 1809), «Комета, или Николай Маргграф» («Der Komet, oder Nikolaus Marggraf», 1820-22).
Влияние Жана Поля на немецкую литературу проявилось уже в анонимных «Ночных бдениях Бонавентуры» (1804), у поздних романтиков (Ф. де ла Мотт Фуке, В. Гауф, Э. Т. А. Гофман); оно нашло отражение в творчестве писателей бидермайера и «Молодой Германии», а также А. Штифтера, Г. Келлера; в 20 веке - Х. фон Додерера, А. П. Гютерсло, М. Вальзера, П. Целана, Г. Грасса, Ф. Фюмана и др. В России произведения Жана Поля были популярны в 1840-е годы («Антология из Жан-Поль Рихтера». СПб., 1844).
Соч.: Werke. В., 1868-1879. Bd 1-60.
Лит.: Тронская М.Л. Жан Поль в России // Западный сборник. М.; Л., 1937; Белинский В. Г. Рецензия на «Антологию из Жан-Поль Рихтера» // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 8; Rasch W. Die Erzählweise Jean Pauls. Мünch., 1961; Michelsen Р. Laurence Sterne und der deutsche Roman des 18. Jahrhunderts. 2. Aufl. Gött., 1972; Rehm W. Jean Paul - Dostojewski: eine Studie zu dichterischer Gestaltung des Unglaubens. Gött., 1962; Jahrbuch der Jean-Paul-Gesellschaft. Тüb., 1966-; Voigt G. Die humoristische Figur bei Jean Paul. 2. Aufl. Мünch., 1969; Rösch Н. Das рädagogische Konzept J. М. Sailers und J. Р. F. Richters. Мünch., 1970; Proß W. Jean Pauls geschichtliche Stellung. Тüb., 1975; Kommereil М. Jean Paul. 5. Aufl. Fr./М., 1977; Sammlung der zeitgenössischen Rezensionen von Jean Pauls Werken. Мünch., 1978-1988. Bd 1-4; Esselborn Н. Das Universum der Bilder: die Natur-wissenschaft in den Schriften Jean Pauls. Тüb., 1988; Ueding G. Jean Paul. Мünch., 1993.
А. В. Ерохин.