Жаргон
ЖАРГОН (французский jargon), специализированная разновидность национального языка, используемая отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в 19 веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). Ранее жаргон использовался преимущественно в устном общении, с появлением Интернета всё шире - в письменном, часто с сознательным нарушением орфографических норм общенационального языка. Жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики - принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона (или арго) в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в воровском арго - ‘скрываться)’, ‘лишать(ся) сознания’, в современном молодёжном жаргоне - ‘уклоняться от ответа’. Лексика жаргона пополняется за счёт заимствований из других языков («чувак» ‘парень’ - из цыганского языка, «крезушник» ‘ненормальный’ - из английского), из диалектов («бухать», сравни «жахнуть», «тянуть», «хряпнуть» и т. п.), но большая её часть создаётся путём переоформления («глупой» ‘глупый’), а чаще - переосмысления общеупотребительных слов («рвануть» ‘пойти’, «тачка» ‘автомашина’; французский la cafetière ‘кофейник’, употребляемое в молодёжном жаргоне в значении ‘голова’). Соотношение лексики разговорного происхождения, а также характер её переосмысления в жаргоне - от шутливо-ироничного до грубо-вульгарного - зависят от ценностной ориентации и характера социальной группы: от того, в какой мере она социально замкнута, органически входит в общество или противопоставляет себя ему. В открытых группах (молодёжь) жаргон - это «коллективная игра» (О. Есперсен). В замкнутых группах жаргон - ещё и сигнал, различающий «своего» и «чужого», а иногда средство конспирации (смотри Тайные языки).
Реклама
Единицы жаргонной лексики быстро заменяются новыми: в 1950-60-х годах в значении ‘деньги’ употреблялись жаргонные слова «тугрики», «рупии», в 1970-х годах - «монеты», «мани», с 1980-х годов - «бабки». Лексика жаргона проникает в литературный язык через просторечие и язык художественной литературы, где она используется как средство речевой характеристики; употребляемые в общей речи единицы жаргонной лексики называются жаргонизмами. Они часто отражают юмористическое или фамильярное отношение к предметам действительности. Во время Великой Отечественной войны предметы вооружения носили бытовые названия: «керосинка», «ишачок», «этажерка» - самолёты разных типов; наоборот, предметы быта «милитаризовались»: «разводящий» ‘половник’, «наступательные» ‘мясные щи’. Борьба с жаргонизмами за чистоту языка и культуру речи отражает неприятие языкового обособления обществом в целом. Изучение жаргона - одна из задач социолингвистики.
Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искажённой, неправильной речи. Поэтому в собственно терминологическом смысле его часто заменяют словосочетаниями типа «язык студенчества» или терминами «арго», сленг.
Лит.: Лихачев Д. С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. М.; Л., 1935. |Вып. 3/4]; Жирмунский В. М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936; Jespersen О. Mankind, nation and individual from а linguistic point of view. Bloomington, 1964; Судзиловский Г. А. Сленг - что это такое? Английская просторечная военная лексика. Англо-русский словарь военного сленга. М., 1973; Скворцов Л. И. Литературный язык, просторечие и жаргоны в их взаимодействии // Литературная норма и просторечие. М., 1977; Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. М., 1987; Рожанский Ф. И. Сленг хиппи: Материалы к словарю. СПб.; Париж, 1992; Юганов И., Юганова Ф. Русский жаргон 60-90-х гг. Опыт словаря. М., 1994; Быков В. Русская феня. Смоленск, 1994; Елистратов В. С. Словарь московского арго. М., 1994; Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2000; Собрание словарей тюремного и блатного жаргона. [М.], 2005 [CD ROM].
М. В. Арапов.