Жемайты

ЖЕМАЙТЫ (жамойты ; самоназвание - Zemaitê), группа литовцев в Западной Литве, население исторической области Жемайтия. Сохраняется жемайтское наречие литовского языка (иногда рассматриваемое как отдельный язык) с южным, северным и западным диалектами. С 1997 жемайтское наречие - «признанный» язык Жемайтии, существует движение за предоставление ему статуса официального языка. Большая часть жемайтов говорит на литовском языке. Верующие - католики, на юге есть также лютеране.

Предки жемайтов (русский и польский - жмудь) известны с 5 века в бассейне реки Швянтойи, продвинулись на запад до Жямайтской возвышенности в верховьях рек Дубиса и Юра (археологическая культура грунтовых могильников Центральной Литвы 5-6 века), к 16 веку ассимилировали земгалов и куршей Западной Литвы. В 19 веке на жемайтском диалекте издавались литературные произведения («Песня о Бируте» С. Валюнаса, 1828; «Шесть басен» С. Станявичюса, 1829; «Обычаи древней Верхней Литвы и Жемайтии» С. Даукантаса, 1854, и др.). В 1-й половине 20 века была создана письменность на латинской основе; ныне на жемайтском диалекте ведётся радиовещание, с 1993 выходит журнал «Zemaiciu zemè» («Жемайтская земля»), издаваемый Жемайтской культурной ассоциацией (основана в 1988).

Реклама

Жемайты

Для традиционного хозяйства Жемайтии характерно развитие товарного льноводства и животноводства; с 16 века известны лошади малорослой жемайтской породы. Жемайтский дом (троба) - низкая постройка, обшитая вертикальными досками, с соломенной полувальмовой крышей; в обеих продольных стенах находятся входы в сени (восходящие к старинному литовскому жилищу - нумасу) с очагом-камином и дымоходом (каминас), отапливающим примыкающие с обеих сторон к сеням жилые комнаты. Жемайтские кладбища отличаются резными деревянными надгробиями со скульптурами святых. Комплекс традиционной одежды сохранялся до 2-й половины 19 века. В женской одежде преобладает общелитовский тип туникообразной рубахи с наплечниками с красным браным узором, в Клайпедском районе и по нижнему Неману (Нямунасу) встречались рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани, и растительный орнамент, вышитый гладью. К концу 19 века распространились вышивка крестом и английской гладью, орнаментация кружевом и зубчатой тесьмой, браная техника орнамента сохранилась только в Восточной Жемайтии. Жемайтская юбка (сийонас, сяйонас) - шерстяная (больше на востоке) или полушерстяная (больше на западе) в складку, реже в сборку, продольно-полосатая (больше на западе) или клетчатая (больше на востоке), с преобладанием, особенно на севере, красного цвета. Передник - хлопчатобумажный, из одного полотнища, с частыми продольными красными (больше на севере и востоке) или многоцветными (больше на юге и западе) орнаментальными полосами. Характерны короткая безрукавка и кофта со сборками или складками под грудью, клетчатое, в основном чёрно-красное (до середины 19 века бытовало более древнее продолговатое поперечнополосатое), наплечное покрывало (на севере - райштис, на юге - крижокас, екяпета). Девичий головной убор - венок в виде обруча с прикреплёнными треугольниками из разноцветных лент (рангай); на западе и в Понеманье вокруг кос, уложенных венком, повязывали чёрную бархатную ленту. Женщины носили чепец, собранный на темени и затылке, поверх которого повязывали платок с орнаментом (концы перекрещивались под затылком и завязывались узлом на лбу). Мужчины носили серый кафтан с отрезной спинкой, складками, сборками или разрезом сзади, разноцветные штаны и жилет, войлочную шляпу с лентами и павлиньими перьями, белый шейный платок. Характерны деревянная обувь (клумпес), вязаные чулки с узором посередине голени. Музыкальный фольклор - старинные одноголосные и более поздние 2-3-голосные песни гомофонного склада, инструментальная музыка. В состав так называемых сельских капелл входят 2-3 скрипки, струнный бас, гармоника.