Жеста

ЖЕСТА (французский geste - деяние), героико-эпическая поэма (или цикл поэм) в средневековой французской литературе. Сохранилось около 100 поэм, записанных в 11-14 веках и исполнявшихся преимущественно менестрелями. Жесты обычно анонимны; их стиль основан на устойчивых формулах и клише, с характерными для устного текста повторами. Практически все памятники написаны 10- или 12-сложным стихом, первоначально - ассонансным (смотри Ассонанс, 2-е значение), позднее - рифмованным. Структурная и семантичная единица жесты - так называемые лесса, включающая от трёх до нескольких десятков стихов, объединённых одним ассонансом (рифмой) и содержащих минимальный отрезок фабулы. Жесты  повествуют о подвиге рыцаря, совершённом во славу короля и родины; мифологизированное историческое пространство жесты - прежде всего эпоха правления Карла I Великого (конец 8 - начало 9 века). Традиционно корпус жесты делится на ряд циклов. Поэмы «Королевской жесты» (цикл, где Карл выступает непосредственным участником событий) образуют связное повествование о происхождении рода Каролингов. Центральное место в цикле занимает история племянника Карла I Великого - Роланда, которому, помимо «Песни о Роланде» (самая ранняя из известных жест), посвящены поэмы «Роландин», «Песнь об Аспремонте» и др. В «Королевской жесте» полнее всего воплощён идеальный эпический универсум, организованный вокруг фигуры мудрого государя и основанный на идее служения королю, родине и Богу. Наиболее упорядоченный цикл - «Жеста Гильома Оранжского», включающая около 25 поэм («Взятие Оранжа», «Нимская телега», «Отрочество Гильома» и др.); прототипом главный героя считается граф Гильом Тулузский, двоюродный брат Карла I Великого. Для цикла характерно активное взаимодействие с агиографической традицией. Герои цикла «Жеста Доона де Майанс» - мятежные бароны, враждующие не только между собой, но и с королями: Ожье Датчанин, Жирар Руссильонский и др. Самая знаменитая и пространная поэма цикла - «Рено де Монтобан» (другое название - «Четверо сыновей Эмона»). Кроме того, современные исследователи выделяют «провинциальный» цикл, объединяющий в себе местные сказания и легенды; жесты крестовых походов и др.

Реклама

На заключительной стадии жеста развивалась почти параллельно с рыцарским романом и испытала его влияние; в 15 веке было создано около 50 прозаических переработок жест.

Лит.: Rychner J. La chanson de geste. Gen., 1955; Frappier J. Les chansons de geste du cycle de Guillaume d’Orange. Р., 1955-1983. Vol. 1-3; La technique littéraire des chansons de geste. Р., 1959; Сâlin W. С. The Epic quest: studies in four old French chansons de geste. Balt., 1966; Вédier J. Les légendes épiques. 3 éd. Р., 1967. Vol. 1-4; Siciliano I. Les chansons de gestes et l’épopéе. Torino, 1968; Adler А. Epische Speculanten. Мünch., 1975; Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1984; Suard F. La chanson de geste. Р., 1993; Boutet D. La chanson de geste. Р., 1993; Михайлов А. Д. Французский героический эпос. М., 1995.

И. К. Стаф.