Жильсон Этьенн Анри

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн Анри (13.6.1884, Париж - 19.9.1978, Краван, департамент Йонна, Франция), французский католический философ, историк средневековой философии, член Французской академии (1946). Окончил Сорбонну (1907). Профессор Страсбурского университета (1919-21), Сорбонны (1921-32), Коллеж де Франс (с 1932). Один из создателей Папского института средневековых исследований в Торонто, который возглавлял в 1951-68 годах. Основатель (1921) и издатель журнала «Etudes de philosophie médiévale».

Жильсона обычно называют представителем неотомизма, однако он рассматривал себя как «палеотомиста», считая своей основной задачей возвращение к аутентичному учению Фомы Аквинского как единственному пути к установлению гармонии веры и разума и решению большинства социальных и философских проблем 20 века. Томизм у Жильсона при этом органически уже включает всё то истинное, что имеется в других философских системах.

Рассматривая историю философии как историю постижения бытия, Жильсон противопоставляет античной и раннесредневековой философии («эссенциалистской», отводящей «сущности» главенствующую роль в бытии) «экзистенциальное» христианское учение о Боге как о Сущем, в полной мере раскрытое только в учении Фомы Аквинского с его признанием основополагающего значения существования, а не сущности. Бог есть само бытие (ipsum esse), сущностью которого является бесконечное, ничем не ограниченное существование; отсюда и в сотворённых вещах главным является их существование, а не сущность. «Истинная религия» выводит человека «за пределы созерцания сущностей - к самой тайне существования» («Избранное: Христианская философия». М., 2004. С. 643). Утрата этого понимания в позднейшей философии привела её, по Жильсону, к упадку и трагическому размежеванию между разумом и верой.

Реклама

Жильсон - один из самых авторитетных историков средневековой философии, автор монографий об Августине, Абеляре, Бонавентуре, Фоме Аквинском, Дунсе Скоте и др., а также фундаментальных трудов «Философия в средние века» («La philosophie au Moyen-Age», vol. 1-2, 1922) и «История христианской философии» («History of Christian philosophy in the Middle Ages», 1950).

Соч.: Le thomisme, introduction au système de Saint Thomas d’Aquin. Strasbourg, 1919; La philosophie de saint Bonaventure. Р., 1924; Saint Thomas d’Aquin. Р., 1925; Introduction à l’étude de Saint Augustin. Р., 1929; Études sur le rôle de la penséе médiévale dans la formation du système cartésien. Р., 1930; L’esprit de la philosophie médiévale. Р., 1932; La théologie mystique de Saint Bernard. Р., 1934; Le réalisme méthodique. Р., 1936; Existentialisme chrétien: G. Marcel. Р., 1947 (coauteur); Introduction à la philosophie chrétienne. Р., 1960; La société de masse et sa culture. Р., 1967; Философ и теология. М., 1995; Избранное: Томизм. СПб., 2000; Философия в средние века. М., 2004.

Лит.: Maritain I., Solages В., Forest А. Е. Gilson, philosophe de la chrétienté. Р., 1949; Shook L. К. Е. Gilson. Toronto, 1984; Di Ceglie R. Е. Gilson: filosofia е rivelazione. Napoli, 2004; McGrath М. Е. Gilson, а bibliography. Toronto, 1982.

А. В. Апполонов.