«Живописцы реальности»
«ЖИВОПИСЦЫ РЕАЛЬНОСТИ», «художники реальности» (французский les peintres de la réalité; итальянский i pittori délla realtà), направление в живописи Франции и Италии конца 16-18 века. Термин вошёл в употребление благодаря сочинению Шанфлёри «Живописцы реальности при Людовике XIII. Братья Ленен» (1862); широкое распространение получил после парижской выставки 1934 года (под названием «Живописцы реальности»), организованной искусствоведом Ч. Стерлингом, где были представлены произведения французских художников 17 века (Ж. де Латур, братья Ленем, Валантен и др.). После выставки 1953 года в Милане «Художники реальности в Ломбардии» понятие распространилось и на живопись Северной Италии конца 16 - начала 18 века (Б. Манфреди, Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисс, Бамбоччанти, Дж. Черути, А. Карнео, Э. Кейльидр.).
Истоки направления современные исследователи видят в рисунках Леонардо да Винчи, в реалистических тенденциях искусства Венеции и Ломбардии 2-й половины 16 века. Однако решающее влияние на его формирование оказало наследие Караваджо (в котором многие современники находили, прежде всего, натурализм и непосредственность в передаче реальности), а также живопись протестантских стран, в первую очередь Голландии, где утверждение повседневности как объекта живописи происходило быстрее, чем в других европейских странах. «Живописцы реальности» являются неотъемлемой частью культуры барокко, их искусство противостоит академической и декоративно-иллюзионистической живописи. Если в последних доминировали религиозные, мифологические, исторические темы, а также парадный портрет, то творчество «живописцев реальности» утверждает в искусстве католических стран так называемые низкие жанры: сцены из жизни солдат, крестьян, торговцев, художников, бродяг (у братьев Ленен стирается грань между сюжетами Священной истории, представленными в стилистике «народного» жанра, и сценами из жизни простых людей, изображёнными с использованием традиционной иконографии религиозных сюжетов). Произведениям «живописцев реальности» свойственны подчёркнутая характерность типажей, ярко выраженная жанровость композиций, широкое введение в картины бытовых мотивов, элементов натюрморта и реального неидеализированного пейзажа. Благодаря «живописцам реальности» образы повседневного быта проникают во все жанры и в творчество многих европейских художников.
Реклама
Лит.: Sterling Ch. Les peintres de la réalité en France au XVIIe siècle. (Cat.). Р., 1934; Cipriani R., Testori G. 1 Pittori délia realtà in Lombardia. (Cat.). Mil., 1953; Виппер Б. Р. Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв. М., 1966; Pittori della realtà. Le ragioni di una rivoluzione da Foppa е Leonardo а Caravaggio е Ceruti. (Cat.). Mil., 2004; Georgel Р. Orangerie, 1934: les «peintres de la réalité». (Cat.). Р., 2006.