Аббасиды
АББАСИДЫ, арабская династия во главе Халифата (750-1258). Возводили свой род к Аббасу, дяде Мухаммеда. Аббасиды пришли к власти в ходе восстания 747-750 годов, использовав массовое недовольство правлением Омейядов и конфликт между привилегированными арабскими племенами и новообращёнными мусульманами-неарабами. В 748 - начале 749 годов восставшие завоевали Хорасан и большую часть Ирана; глава рода Аббасидов - Абу-ль-Аббас принял в г. Куфа присягу повстанцев (28.11.749) и стал первым халифом-Аббасидом. Победа Аббасидов определилась после разгрома сил Омейядов в сражении на реке Большой Заб (январь 750 года).
Халифат Аббасидов являл собой общемусульманскую империю. Арабы утратили своё привилегированное положение, а управление государством перешло от арабской племенной аристократии к иерархии чиновников. В идеологии, культуре Халифата Аббасидов усилилось иранское влияние, заимствовались формы сасанидской государственный традиции. Политический центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. В 762 году халиф Мансур (754-775) основал на реке Тигр новую столицу - Багдад, ставший одним из крупнейших городов Востока, средоточием арабский культуры. При Аббасидах выросла общественная роль ислама.
Реклама
Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. В 751 году в битве у Таласа арабские войска остановили экспансию Китая. На арабо-византийской границе при Аббасидах постоянно вспыхивали локальные войны. Внутриполитическое положение Аббасидов осложняли частые восстания: Муканны в Мавераннахре (776-783), Бабека в Азербайджане (816-837), зинджей восстание 869-883 годов в Ираке, карматов на Бахрейне и в Аравии (конец 9-10 веков). Во 2-й половине 9 века в государстве Аббасидов усилилась роль гулямов, которые фактически взяли в свои руки управление государством. Ослабление центральной власти привело к распаду Халифата, в провинциях которого возникли локальные династии тюркского, иранского, берберского происхождения: Идрисиды в Марокко, Аглабиды в Тунисе, Тахириды в Хорасане, Саманиды в Мавераннахре, Тулуниды и Ихшидиды в Египте. Местные эмиры формально признавали главенство халифов-аббасидов, но в своей политике и в вопросах престолонаследия были самостоятельны. К середине 10 века под властью Аббасидов остался только Багдад, Средняя и Нижняя Месопотамия. В 945 Багдад был захвачен Буидами, лишившими Аббасидов политической власти, но не духовного авторитета. В большей части мусульманского мира халифа продолжали считать религиозным главой. В 1055 году Багдад перешёл под власть Сельджукидов, при которых авторитет Аббасидов возрос. В середине 12 века в условиях упадка государства Сельджукидов Аббасиды сумели воссоздать независимое государство в пределах Ирака, которое просуществовало до монгольского нашествия. В 1258 году войска Хулагу взяли Багдад; последний халиф аль-Мустасим был казнён.
Эпоха Аббасидов была отмечена расцветом арабо-мусульманской культуры и науки. Во 2-й половине 8 - начале 9 веков на первые роли в жизни Халифата Аббасидов выдвинулись представители неарабских народов, которые создали литературный стиль, восходящий уже не к кочевой, а к городской традиции. При Аббасидах завершилась кодификация Сунны, сложились основные системы юриспруденции, развивались философско-богословские школы, исторические и географические науки. Значительную часть населения государства Аббасидов составляли немусульмане, добивавшиеся крупных успехов в торговле, финансах, ремёслах, медицине и государственной службе. Усвоение арабами античного культурного наследия при посредстве христиан-сирийцев способствовало при Аббасидах развитию арабо-мусульманской мысли.
Лит.: Бартольд В.В. Соч. М., 1966. Т. 6; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. 600- 1258. М.,1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its fall. L.; N. Y., 2000; Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750-1517). М., 2001. К. А. Панченко.