Абсурда Театр
АБСУРДА ТЕАТР, совокупность явлений авангардистской драматургии и театра 1950-60-х годов. Включает пьесы С. Беккета, Э. Ионеско, А. Адамова, Ф. Аррабаля, Ж. Вотье, Ж. Жене, Ж. Шеаде, Р. де Обальдиа, Ж. Тардье и других, а также спектакли по ним. Впервые термин употребил английский критик М. Эсслин в 1962 году. Философско-эстетической почвой для возникновения абсурда театра явились иррационалистические направления западноевропейской мысли 20 века - экзистенциализм Ж. П. Сартра, А. Камю и психоанализ 3. Фрейда, а также драматургия и теоретические работы А. Жарри, А. Арто и др.
Герой абсурда театра - воплощение массового сознания, пороков толпы; он скитается в метафизической нищете, в экзистенциальном одиночестве. В абсурда театре люди живут в мире распавшихся связей и утративших значение слов. Драматурги-абсурдисты отказались от традиционного сюжета в пользу глубинной метафорической сюжетности. Абсурда театр придаёт большое значение невербальным элементам спектакля - жесту, игре актёра, выразительной мизансцене. Широкое признание пьесам абсурдистов принесло их сценическое воплощение: «Лысая певица» Ионеско в постановке Н. Батая; «Большой и малый манёвр» и «Пародия» Адамова (все – 1950 года) и «В ожидании Годо» Беккета (1953 год) в постановках Р. Блена; «Сражающийся персонаж» Вотье (1956 год), «Носорог» Ионеско (1960 год), «Путешествие» Шеаде (1961 год), «О! Прекрасные дни!» Беккета (1963 год) в постановках Ж. Л. Барро. В середине 1960-х годов влияние абсурда театра испытали Х. Пинтер, Э. Олби, С. Мрожек, В. Гавел, М. Месели и другие.
Изд.: Театр парадокса. М., 1991; Беккет С. Театр. М., 1999; Ионеско Э. Носорог. СПб., 1999; Жене Ж. Строгий надзор. М., 2000.
Лит.: Ionesco Е. Notes et contre-notes. Р., 1962; Барро Ж. Л. Размышления о театре. М., 1963; Serreau G. Histoire du «nouveau theatre». Р., 1966; Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992; Театр абсурда. М., 1995.
Е. А. Дунаева.