Административная Юрисдикция

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ, совокупность процессуальных полномочий государственных органов (их должностных лиц) и судей по рассмотрению:

1) административных споров между органом публичной администрации (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления), их должностными лицами, с одной стороны, и гражданами (физическими лицами) или организациями (юридическими лицами) - с другой;

2) дел об административных правонарушениях.

Административные споры (конфликты) в сфере деятельности органов публичной администрации связаны с осуществлением этими органами действий (административных процедур) по реализации прав граждан и организаций в сфере государственного управления (государственная регистрация, лицензирование, сертификация продукции, товаров, услуг, зачисление в государственные и муниципальные образовательные учреждения, назначение государственных пенсий и социальных пособий, предоставление муниципального жилья, оказание медицинской помощи, выдача разрешений на строительство, организация призыва на военную службу, осуществление санитарного, противопожарного и других видов надзора и контроля и тому подобное).

Реклама

В Российской Федерации возникающие в процессе этой деятельности споры разрешаются руководителями органов исполнительной власти в порядке подчинённости (рассматривают жалобы граждан на действия подчинённых им организаций и должностных лиц), судами общей юрисдикции (рассматривают жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями и решениями органов государственной власти и органами местного самоуправления), арбитражными судами (рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности).

Административно-юрисдикционные полномочия государственных органов определены Указом Президиума ВС СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции 1988 года), действующим и в настоящее время, Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1993 год), а также федеральными и региональными законодательными актами. Порядок рассмотрения административно-правовых споров судами общей юрисдикции определяется нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (2002 год), арбитражными судами - нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 год).

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (2002 год).

Судебный порядок рассмотрения административных споров и дел об административных правонарушениях именуется административным судопроизводством. В Российской Федерации административное судопроизводство - самостоятельная процессуальная форма осуществления судебной власти (Конституция Российской Федерации, статья 118).

В зарубежных странах существует огромное многообразие организационных форм осуществления своих полномочий административно-юрисдикционными органами, поскольку система контроля за законностью управленческой деятельности обусловлена правовыми традициями и спецификой государственного механизма конкретного государства. Условно различают три типа построения системы органов, наделённых административно-юрисдикционными полномочиями: немецкая - такими полномочиями обладают только специализированные судебные органы (административные суды); англо-американская - все споры в сфере управления подсудны «судам общего права»; французская - административным судам подсудны все споры в сфере управления, за исключением отнесённых к подсудности судов общей юрисдикции (двойственная система).

Во всех странах параллельно с обращением за рассмотрением спора управленческого характера в суд общей юрисдикции или административный суд существует право обращения в квазисудебные органы, которые создаются при органах управления для рассмотрения отдельных видов споров внутри конкретного ведомства. Решения квазисудебных органов не являются окончательными и могут быть пересмотрены судом общей юрисдикции или административным судом.

Порядок рассмотрения административных споров в европейских странах регулируется административным процессуальным законодательством (кодексы во Франции, Испании, Эстонии; в ФРГ - Федеральный закон об административной процедуре). В странах, где рассмотрение административных споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции (Россия, Великобритания, США), процессуальной формой служат общие правила осуществления правосудия в этих судах за некоторыми изъятиями, обусловленными особенностями управленческих дел.

Лит.: Хаманева Н. Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997; Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999; Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001; Лупарев Е. Б. Общая теория административно-правового спора. Воронеж, 2003.

Н. Г. Салищева.