Административная Юстиция

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ, система специальных судебных или квазисудебных органов, главная задача которых - контроль за законностью действий и решений органов публичной власти (государственных и муниципальных) и их должностных лиц. Законодательством устанавливается определённый процессуальный порядок рассмотрения административно-правовых споров в сфере публичной власти (смотри Административный процесс).

Административная юстиция сложилась в 19 веке как необходимый элемент правового государства, в числе принципов которого провозглашалась гарантированность прав и свобод граждан от неправомерных действий органов публичной, прежде всего исполнительной, власти. В разных странах организационная структура административной юстиции различна. В одних государствах существует самостоятельная, независимая от судов общей юрисдикции система специализированных административных судов, в других - эти суды действуют лишь в качестве первоначальной инстанции, разрешающей административный спор, решения которой могут быть обжалованы в суде общей юрисдикции.

Реклама

Во Франции самостоятельная система административной юстиции включает региональные и специализированные административные трибуналы, действующие в качестве первой инстанции. Второй инстанцией являются пять апелляционных трибуналов. Высший орган административной юстиции - Государственный совет. Административный трибунал рассматривает жалобы на акты органов исполнительной власти, как индивидуальные, так и нормативные. Не подлежат рассмотрению лишь акты, имеющие силу закона, одобренные специальным законом, и акты судов общей юрисдикции. Трибунал может признать обжалуемый акт полностью или частично недействительным.

В ФРГ обособленную от судов общей юрисдикции систему административных судов представляют: земельные административные суды, рассматривающие по первой инстанции основную массу административных споров, имеющих публичный характер; специализированные суды (патентный, по делам социального обеспечения, по налогам и другие), также рассматривающие дела по первой инстанции; Высший административный суд земли - кассационная инстанция по отношению к земельному административному суду; Федеральный административный суд - высшая инстанция административной юстиции. Подаче жалобы в земельный административный суд должно предшествовать рассмотрение жалобы соответствующего лица в органе администрации. Административный суд может рассматривать жалобы на индивидуальные административные акты, а также на нормативные акты управления, нарушившие права граждан или организаций. В административном суде не могут быть обжалованы законодательные и судебные (судов общей юрисдикции) акты; компетенция административных судов не распространяется на те случаи, когда имеют место дискреционные полномочия (смотри Дискреционная власть) соответствующего органа управления.

В Великобритании нет обособленной системы административной юстиции. Функции административной юстиции в качестве судов первой инстанции осуществляют независимые от администрации трибуналы (по подоходному налогу, по национальной службе, здравоохранению, по социальному обеспечению и социальным пособиям, промышленные и другие). Апелляции на решения трибунала могут быть поданы в соответствующий апелляционный трибунал, а в ряде случаев - непосредственно в суд общего права. Решения трибунала могут быть обжалованы по вопросам права в Высшем суде, в Совете трибуналов, а затем в Палате лордов. Вместе с тем гражданин вправе обращаться с жалобой на действия администрации в суд общей юрисдикции, поскольку любое незаконное действие администрации может быть судом аннулировано.

В США в рамках органов государственной администрации действуют квазисудебные органы специальной юрисдикции - административные трибуналы (промышленные, земельные, налоговые, транспортные, лесные и другие), рассматривающие административные споры. Надзор за их деятельностью осуществляет Национальный совет трибуналов. Решения административного трибунала могут быть обжалованы в административном порядке (соответствующим министром либо в специально созданном апелляционном трибунале) либо в суде общей юрисдикции.

В Российской империи специальной системы органов административной юстиции в виде обособленных судов не было. Некоторые функции административной юстиции осуществляли смешанные губернские присутствия (они рассматривали споры по земским, крестьянским, городским делам, по фабричным делам, жалобы на полицейские постановления), а также 1-й департамент Сената. Подавляющая часть административных споров рассматривалась в административном порядке. Впервые проект Закона об административных судах был одобрен Временным правительством в 1917 году, однако он не вступил в силу в связи с революционными событиями. В годы советской власти доктрина административной юстиции не получила официального признания и рассматривалась как правовой институт, чуждый социалистическому строю. Судебный контроль за законностью действий и решений органов государственного управления в СССР долгие годы практически отсутствовал и ограничивался рассмотрением жалоб на действия органов записи гражданского состояния и нотариусов (дела особого производства по ГПК РСФСР 1964 год). Конституция СССР 1977 года (статья 58) закрепила право граждан обжаловать в суде неправомерные действия государственных органов и должностных лиц в порядке, предусмотренном законом, однако соответствующий союзный закон был принят лишь в 1987 году. В Российской Федерации в 1993 году был принят Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Таким образом, был введён судебный контроль за индивидуальными и нормативными актами государственного управления. Право гражданина на судебную защиту от неправомерных действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц гарантировано Конституцией Российской Федерации 1993 года (статья 46). Жалобы граждан на действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 год) и ГПК Российской Федерации (2002 год).

Лит.: Старилов Ю. Н. Административная юстиция: Теория, история, перспективы. М.,2001.    

Н. Г. Салищева.