Адживика

АДЖИВИКА (от санскритского аджива - образ жизни, способ существования, профессия), одна из влиятельных антиведийских общин 5-6 веков до нашей эры - времени жизни Будды и Махавиры. По преданию, общину адживика основал Маккхали Госала (санскрит Маскарин Гошалипутра). К учителям адживика причисляют также Пурану Кассапу и Пакуддху Каччану. Последователи Госалы ходили обнажёнными, жили на подаяние и верили в то, что посвящение в их общину - это знак последнего существования перед окончательным избавлением от перерождений нирваной. Стремясь приблизиться к желанной цели, они изнуряли себя аскезой и голодом и часто умирали от истощения. Наибольшего влияния адживика достигла при царе Ашоке в 3 веке до нашей эры, о чём свидетельствуют некоторые из его эдиктов. В Северной Индии адживика слилась с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14 века (на территории современного штата Мизорам).

В буддийских (и отчасти джайнских) текстах - главных источниках сведений об учителях адживика - они осуждаются за аморализм и профанацию аскетизма (превращение его в способ зарабатывания на жизнь). Учителя адживика отрицали моральную силу кармы и склонялись к фатализму. По Маккхали Госале, Вселенной управляют «необходимость» (нияти), «превращения (необходимости)» и «собственная природа» (свабхава). Действия человека не влияют на характер его будущего существования, оно само постепенно очищает всё живое - от Брахмана до былинки (доктрина сансарашуддхи - очищение через перерождение).

Реклама

Каждое из населяющих космос существ перерождается в течение 8,4 миллиардов махакальп (4,32 миллиона человеческих лет), а по истечении этого периода достигает нирваны. Пурана Кассапа утверждает, что всё в мире совершается «без причин и без условий», в силу одной только «случайности». Лжец, убийца, прелюбодей не делают ничего дурного, равно как праведник, совершающий паломничество и раздающий милостыню, - ничего добродетельного, ибо действие не имеет моральной силы. Согласно Пакуддхе Каччане, семь элементов мира (земля, вода, ветер, огонь, радость, страдание и джива-душа) не возникают и не исчезают, не движутся, не претерпевают изменений, не взаимодействуют друг с другом. Поэтому нет ни познания, ни наставления, ни убийства («даже если кто-то острым мечом раскроит другому череп, он не лишит его жизни, поскольку меч лишь пройдёт через границы составляющих начал»).

В классификации душ (семь типов), в космографии и в логике адживика во многом близка джайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных учёных считают адживика одной из сект джайнизма). Среди мирян адживика славились как маги и предсказатели.

Лит.: Basham А. L. History and doctrines of the Ajivikas: а vanished Indian religion. L., 1951; Barua В. А history of prebuddhistic Indian philosophy. Delhi е. а., 1970; Шохин В.Н. Первые философы Индии. М., 1997.

В. Г. Лысенко.