Афразийские языки
АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (афроазиатские языки, семито-хамитские, или хамито-семитские, языки), макросемья языков, распространённых в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 350 миллионов человек (начало 21 века, оценка). К афразийским языкам относится и ряд мёртвых языков, засвидетельствованных многочисленными письменными памятниками.
По-видимому, Передняя Азия и Северо-Восточная Африка - исконный ареал афразийских языков. Вопрос об афразийской прародине [то есть о месте первоначального распространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегося на самостоятельные диалектные группы, вероятно, не позже 9-8-го тысячелетия до нашей эры (возможно и раньше)] остаётся открытым. В научной литературе обосновываются гипотезы как о переднеазиатской, так и об африканской (Юго-Восточная Сахара и/или примыкающие к Сахаре области Восточной Африки) локализации афразийской прародины. Обоснование африканской гипотезы сталкивается с трудностями при объяснении древнейших контактов и связей афразийских языков со многими языками Евразии.
Реклама
Афразийская макросемья делится на 5 (или 6) основных семей: семитские языки, древнеегипетский язык (и коптский язык), берберские языки (берберо-ливийские языки), чадские языки, кушитские языки, омотские языки (возможно, являющиеся наиболее рано отделившейся группой кушитской ветви).
К живым языкам семитской семьи принадлежит арабский язык (а также мальтийский язык). Значительную группу составляют семитские языки Эфиопии, в том числе амхарский язык, распространённые на севере Эфиопии и в Эритрее языки тигринья (тиграйский) и тигре, а также ряд более мелких языков (смотри Эфиосемитские языки). К живым семитским языкам относятся также иврит, малочисленные бесписьменные языки юга Аравийского полуострова и острова Сокотра [махри (мехри), джиббали (шхаури), сокотрийский язык и др.], новоарамейские языки и диалекты. Все остальные семитские языки мёртвые. По генетическому признаку в семитской семье выделяются несколько ветвей. 1. Севернопериферийная (или восточная) - аккадский язык. 2. Центральная, подразделяющаяся на: а) северо-центральную группу, которую составляют ханаанейские языки (древнеханаанейский, аморейский, угаритский язык, древнееврейский язык, финикийско-пунический и др., а также, вероятно, эблаитский язык, памятники которого были открыты в Северной Сирии) и арамейские языки [староарамейский, имперский арамейский и многочисленные диалекты, составляющие две общности - западную (пальмирский, набатейский, палестинский и др.) и восточную (сирийский, или эдесский, мандейский, язык Вавилонского Талмуда и др.); также новоарамейские диалекты, представляющие как восточную, так и западную (ма’лула) общность]; б) южно-центральную группу - арабский (и мальтийский) языки. К центральной ветви, видимо, относятся и языки древних эпиграфических памятников южной Аравии - сабейский, минейский и др. 3. Современные южно-аравийские языки - махри, джиббали, сокотрийский и др. 4. Эфиосемитская с северной группой [геэз (эфиопский язык), тигринья, тигре] и южной группой (амхарский, гафат, харари, языки и диалекты гураге и др.).
Египетская семья представлена мёртвым древнеегипетским языком, а также являющимся его продолжением коптским языком (с письменностью на основе греческого алфавита).
Берберская (берберо-ливийская) семья включает многочисленные языки и диалекты берберов. Их основные ветви: ташельхит (шильх, шлух, шлёх); зенетская (рифский, сенхайя, кабильский, шауйя, мзабский и др.); нефуса, гадамес, сива и др.; туарегская (гат, тамашек, танеслемт и др.); зенага. К этой семье относятся также мёртвые древнеливийские языки (западно-нумидийский и восточно-нумидийский). Сходство с берберскими (берберо-ливийскими) языками обнаруживают вымершие гуанчские диалекты Канарских островов, которые, возможно, следует рассматривать как особую группу в рамках берберских языков.
Чадскую семью составляют более 150 языков и диалектов, распространённых в Центральном Судане, в районах, примыкающих к озеру Чад на территории Северной Нигерии, Нигера, Северного Камеруна, Республики Чад. Крупнейший из них - хауса, широко используемый в качестве средства межэтнического общения. Чадские языки делятся на 3 ветви: 1) западную (Нигерия) - хауса, ангас, рон, боле (болева, боланчи), карекаре, тангале (тангле), дера (канакуру), баде, нгизим и др.; 2) центральную (Нигерия и Камерун) - тера, га’айда, бура, марги, хиги, бата (бачама), ламанг, мандара (вандала), гисига, гидер, котоко, мусгум и др.; 3) восточную (Чад) - кера, кванг (модгел), сомрай, сокоро, дангла, муби, джегу и др.
Кушитская семья представлена языками северо-восточной части Африки, распространёнными в Судане, Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Танзании. Крупнейшие из них: оромо (галла), сомали. Кушитская семья делится на следующие ветви: 1) северную - бедауйе (беджа); 2) восточную - сахо, афар, сидамские языки (сидамо, хадия, камбатта и др.), сомали, оромо и др.; 3) южную - иракв, бурунге и др.; 4) агавскую - билин, хамир, хамтанга (хамта), аунги (авийя) и др. Ветвь, включающая языки омето (диалекты воламо, харуро, баскето и др.), ямма, каффа (кафичо) и др., традиционно рассматривалась как западная группа кушитских языков. Некоторые лингвисты (Г. Флеминг, Л. Бендер), основываясь на данных сравнительного морфологического анализа, предложили классифицировать эту ветвь, названную ими омотской, как шестую семью афразийской макросемьи, однако возможно, что кушитская и омотская группы составляют особое генетическое единство среди афразийских языков и, таким образом, омотская ветвь представляет собой наиболее раннее ответвление кушитских языков в их традиционном понимании.
В типологическом отношении живые афразийские языки сильно разошлись по причине значительной хронологической глубины, отделяющей их от общеафразийского языкового состояния, а также из-за отсутствия взаимных контактов в условиях гетерогенного языкового окружения. Внутри отдельных семей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения. Синхронную типологическую характеристику смотри в статьях об отдельных семьях афразийских языков.
Для фонологической системы афразийских языков характерно троичное противопоставление согласных: глухой - звонкий - эмфатический. Для праафразийского эмфатический реконструируется как глухой глоттализованный. Эта троичная оппозиция представлена в большинстве афразийских языков, причём эмфатический член триады может быть вторичного происхождения, как, например, во многих чадских языках, где, однако, представлены и рефлексы исконных эмфатических. Для консонантизма афразийских языков характерны также богатая система сибилянтных аффрикат и сибилянтов, поствелярные согласные, в том числе фарингальные и ларингальные спиранты, гортанная смычка, использование в функции согласных неслоговых i (у), u (w). Вероятно, на более позднем этапе развилось противопоставление гласных по долготе-краткости. Кушитские (и омотские) и чадские языки имеют фонологические тоны.
Для морфологии глагола характерно противопоставление «перфектив (пунктив) - имперфектив (курсив, дуратив)». Наиболее архаичный способ выражения этой оппозиции - противопоставление простой (неполногласной) перфектной основы производной (полногласной) основе имперфекта, образуемой путём инфиксации -а-. Эта модель сохранилась в ряде языков семитской семьи (в аккадском, современных южно-аравийских и эфиосемитских языках), а также в отдельных берберских, кушитских и чадских языках.
Многие афразийские языки утратили это исконное противопоставление основ, оппозиция «перфектив - имперфектив» стала выражаться в них с помощью особых приглагольных субъектных показателей, специальных частиц в рамках глагольного комплекса и так далее. На базе исконного противопоставления «перфектив - имперфектив» в афразийских языках развивается сложная система спрягаемых видовременных форм. Характерная черта этого процесса - вытеснение немаркированного перфектива (непроизводная основа) маркированным. При этом формы старого перфектива используются в различных модальных значениях или постепенно выходят из употребления (например, сохраняясь только у вспомогательных глаголов или только в особых синтаксических конструкциях). Процесс замены перфективной формы мог в истории отдельных языков повторяться неоднократно (например, дважды в некоторых эфиосемитских языках).
В древнеегипетском языке сложилась оригинальная система видовременных форм на основе атрибутивных и предложных именных конструкций. В чадских языках спряжение видовременных форм осуществляется присоединением к неизменяемой глагольной основе аналитических субъектных показателей, видимо, восходящих к сочетанию субъектного местоимения с основой вспомогательного глагола. В большинстве кушитских глаголов аналогичные аналитические конструкции послужили основой для вторичного суффиксального спряжения. Но в некоторых языках [в бедауйе, афарсахо (данакильских) и др.] сохранилось архаичное префиксальное спряжение, соответствующее семитскому и берберскому и восходящее к праафразийскому.
Афразийские языки отличаются богатой системой производных глагольных основ - пород.
Имя в афразийских языках обладает категориями числа, рода (последняя утрачена многими чадскими и кушитскими языками). Категория падежа сохранялась лишь в древних семитских языках и в древнеегипетском языке, но отдельные пережитки отмечаются в некоторых других языках. Имеется система состояний (статусов) имени, широко распространены атрибутивные конструкции. Местоименные системы афразийских языков сходны между собой.
Афразийские языки на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (например, арамейский субстрат в арабском языке, шумерский субстрат в аккадском языке или западноафриканский в чадских языках). Эти интерференционные процессы происходили как в местах современного размещения афразийских языков, так и на путях исторических миграций их носителей.
К афразийским языкам относятся языки с наиболее древними и богатыми письменными традициями. Египетское письмо возникло на рубеже 4-3-го тысячелетий до нашей эры и имело более 3 тысяч лет непрерывной традиции. В Месопотамии на базе шумерской клинописи с середины 3-го тысячелетия до нашей эры развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письменная традиция (словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры; 2-я половина 3-го тысячелетия до нашей эры - время эблаитских письменных памятников (на основе шумеро-аккадской системы).
Серединой 2-го тысячелетия до нашей эры датируется угаритское письмо на основе клинописной квазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью и имеющей сходный с западно-семитскими силлабариями порядок знаков. Примерно к этой же или к несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западно-семитских языках, выполненные квазиалфавитным письмом, - протосинайские, протопалестинские, протобиблские и другие надписи (смотри Западно-семитское письмо). На рубеже 2-1-го тысячелетий до нашей эры появляются библейские надписи, выполненные линейным квазиалфавитным письмом из 22 знаков; к этой финикийской системе восходят все последующие семитские силлабические системы письма, среди которых наиболее важны южно-аравийская (к которой, в свою очередь, восходит эфиопское письмо), древнееврейская, сирийская и арабская. На основе финикийского силлабария возникло и греческое письмо, а через него почти все европейские алфавиты.
Афразийские языки, письменная традиция которых началась в Новое время, используют, как правило, арабское письмо или латинское письмо с некоторыми модификациями. Эфиосемитские языки (амхарский, тигринья, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопии пользуются эфиопским письмом. Отмечается ограниченное употребление традиционного берберского (туарегского) квазиалфавитного письма тифинаг, восходящего к восточно- нумидийской разновидности ливийского письма, которое, в свою очередь, вероятно, связано с пуническим и через него - с финикийским письмом. Некоторые языки, первоначально употреблявшие арабское письмо (так называемые аджами), позднее перешли на латиницу. Возможно и параллельное использование обеих традиций, например, в языке хауса. Многие современные афразийские языки бесписьменные.
Началом сравнительно-исторических афразийских исследований принято считать 1781 год, когда А. Л. фон Шлёцер, развивая идею Г. В. Лейбница, предложил объединить в одну группу ряд мёртвых языков Ближнего Востока, сходство между которыми было замечено ранее; эти языки были им названы семитскими на основе библейской генеалогии. В 1863 году К. Р. Лепсиус предложил объединить ряд языков, прежде всего древнеегипетский, а также некоторые кушитские и берберские и язык хауса в хамитскую группу, а обе группы объединил в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков (смотри Хамитские языки). Дальнейший прогресс афразийских исследований был связан с развитием сравнительно-исторического изучения семитских языков и семито-египетскими штудиями, а также с выяснением состава «хамитской» группы и природы взаимоотношений «хамитских» языков между собой и с семитскими языками в трудах языковедов 19-20 веков - Ф. В. К. Мюллера, К. Лотнера, Э. Ренана, Т. Бенфея, Р. 11. Каста, Л. Райниша, К. Броккельмана, А. Эрмана, К. Майнхофа, Д. Вестермана, И. Лукаса, А. Тромбетти, О. Рёслера, В. Вицихла, Э. Циларца и др. В середине 20 века М. Коэн и Дж. Х. Гринберг окончательно установили отсутствие особого хамитского генетического единства в рамках афразийской семьи. Поэтому Гринберг предложил отказаться от термина «семито-хамитские языки», заменив его термином «афро-азиатские языки» (Afro-Asiatic languages).
В отечественном языкознании принят предложенный И. М. Дьяконовым термин «афразийские языки». Во 2-й половине 20 века первоначальная ориентация преимущественно на языки древних письменных памятников при реконструкции архетипов сменилась учётом данных всех афразийских языков, в том числе современных бесписьменных языков, в результате кардинально изменились представления о протоафразийской фонологической системе, ранее практически отождествлявшейся с прасемитским состоянием. Особую роль для афразийской морфологической реконструкции сыграли работы Дьяконова. По афразийским языкам регулярно проводятся международные конгрессы; им посвящены специальные журналы.
Лит.: Cohen М. Essai comparative sur le vocabulaire et la phonétique du chamito-sémitique. P., 1947; Greenberg J. The languages of Africa. Bloomington, 1963; Дьяконов И. М. Семито-хамитские языки. М., 1965; он же. Языки древней Передней Азии. М., 1967; он же. Лингвистические данные к истории древнейших носителей афразийских языков // Africana. Африканский этнографический сборник. Л., 1975. Вып. 10; idem. Afrasian languages. Moscow, 1988; Linguistics in South-West Asia and North Africa // Current Trends in Linguistics. 1970. Vol. 6; Дьяконов И. М., Порхомовский В. Я. О принципах афразийской реконструкции // Balcanica. Лингвистические исследования. М., 1979; Порхомовский В. Я. Афразийские языки // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы. М., 1982; он же. Проблемы генетической классификации языков Африки // Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства. М., 1982; Les langues chamito-sémitiques // Les langues dans le monde ancien et moderne. P., 1988. Pt. 3; Афразийские языки // Языки Азии и Африки. М., 1991. Т. 4. Кн. 1-2.
В. Я. Порхомовский.