Арабское Письмо

АРАБСКОЕ ПИСЬМО, буквенное письмо, используемое для арабского языка, а также, с соответствующими модификациями, ираноязычным населением Ирака (курдами), Ирана, Афганистана, в Пакистане и Индии (урдоязычным населением, брагуи, кашмирцами), в КНР (уйгурами), в Камбодже (чамами), в западных районах Вьетнама (мусульманами) и многими другими народами. До начала 20 века использовалось в Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии (для яванского, сунданского, балийского и других языков), в Африке (для языков суахили, сомалийского, фульбе, хауса), в Турции, а также для белорусского языка (у татар Белоруссии), для сербскохорватского языка (у боснийцев), для капского африканского и др.; до конца 1920-х годов — для азербайджанского, казахского, киргизского, таджикского, татарского, туркменского, узбекского языков, для некоторых языков Дагестана.

Источник арабского письма - набатейское письмо (было распространено в Набатейском царстве во 2 веке до нашей эры - 2 веке нашей эры), которое восходит к сирийско-арамейскому (древне-арамейскому) (смотри Западносемитское письмо). Набатейским письмом арабоязычные жители Синайского полуострова и Северной Аравии пользовались и позже - в 4—6 веках: в надписях из ан-Намары (328), из Зебеда (512), из древних христианских храмов. В них есть элементы курсивного письма - соединяющие многие буквы лигатуры, принятые позднее в арабском письме.

Реклама

АРАБСКОЕ ПИСЬМОСогласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо сложилось в начале 6 века в г. Хира - столице арабского княжества Лахмидов (находилась в 5 км к югу от г. Куфа, Ирак), откуда проникло в Западную Аравию, в район Хиджаза, в города Мекка и Медина. Дальнейшее развитие арабское письмо получило с середины 7 века, когда был записан Коран.

Арабское письмо складывалось как фонематическое, однако первоначально включало обозначения только согласных фонем. Поскольку многие буквы имели одинаковые начертания, к концу 7 века была выработана система дополнительных внутристрочных, надстрочных и подстрочных (диакритических) знаков для различения сходных букв, для обозначения гласных, их отсутствия и удвоения согласных.

Окончательная система арабского письма была выработана в течение 8-9 века; в основных чертах сохранилась до настоящего времени.

Арабский алфавит включает 28 букв для обозначения согласных; из них 3 буквы (алиф, вав, йа) используются также для обозначения долгих гласных, алиф используется и как «подставка» для значков, отмечающих краткие гласные в начале слова.

Алфавитный порядок букв первоначально следовал порядку арамейского алфавита; дополнительные, собственно арабские буквы с диакритическими знаками, помещались в конце. Затем возникла группировка букв по сходной форме (западный - так называемый магрибский - тип). В результате установился современный порядок следования букв с учётом их сходных форм и сходного произношения.

Большая часть букв арабского письма, в зависимости от позиции в слове имеет 2, 3 или 4 начертания: изолированное, начальное, серединное, конечное (смотри таблицу при статье Арабский язык). Некоторые пары букв образуют на письме лигатуры. Направление письма - справа налево.

Различают ряд разновидностей (шрифтов, «пошибов», почерков) арабского письма: куфическую (так называемые куфи) – орнаментально-декоративную; дивани, рук‘, рейхани, магриби, сульс, насх и др. 2 основных типа арабского письма - монументальное и курсивное - послужили в дальнейшем для развития искусства декоративного письма и каллиграфии. Для стандартного типографского набора используется упрощённая форма почерка - насх.

АРАБСКОЕ ПИСЬМОПервыми писчими материалами были папирус, пергамен, позже - бумага, первыми письменными принадлежностями - тростниковое перо (реже - птичье перо или пальмовая веточка) и чернильница с чернилами, которые изготавливались из органического сырья (железистые ореховые чернила) или из сажи от сжигания маслянистых веществ.

Наиболее ранние памятники арабского письма, дошедшие до нашего времени, - административные документы и переписка арабских наместников 2-й половины 7 века на папирусе. Самые ранние сохранившиеся отрывки из Корана, написанные на пергамене, относятся приблизительно к 8 веку. Старейшие датированные рукописи Корана на пергамене восходят к 10 веку, на бумаге - к 11 веку.

В мусульманской культуре и в мусульманском искусстве арабское письмо используется как декоративно-художественное средство - для украшения архитектурных сооружений, в прикладном искусстве - для украшения сосудов, ковров, тканей, рукописных книг. Эстетическое восприятие арабского письма нашло отражение в средневековой арабской поэзии.

В средние века арабское письмо вшироко распространилось среди неарабоязычных народов в результате арабских завоеваний и распространения ислама, хотя оно и не соответствовало строю их языков.

Лит.: Abbott N. The rise of the north Arabic script and its Kur’änic development, with а full description in the Oriental institute. Chi., 1939; Vajda G. Album de Paléographie arabe. Р., 1958; Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. 2-е изд. М., 1965; Grohmann А. Arabische Paläographie. W., 1971. Bd 1-2; Роузентал Ф. Функциональное значение арабской графики // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978; Sordel-Thomine J. Aspects de l’écriture arabe et de son développement // Revue des études islamiques. 1980. Vol. 48. Fase. 1; Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V-XV века М., 1982; Die arabischen Schrift // Grundriss der arabischen Philologie. Wiesbaden, 1982. Bd 1: Sprachwissenschaft; Ahmad ’Abdu-l-Fattah al-Ba IT. Gamal al-Hatt al-‘arabiy. Al-Qähira, 1998; Морозова В.С., Цвигун О. Арабская графика. М., 2001; Фридрих И. История письма. 2-е изд. М., 2001; Robin Ch. L’écriture arabe et l’Arabie // Dossier science du signe à l’écriture. 2002. Janvier.

Словари: Al-Bahnassï А. Mu"am mustalahat al-Hattal-‘arabiy wa 1-hattâtin. Maktabat Lubnân. Bayrüt, 1995. А. Г. Белова.

p