Арамейские Языки

АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, группа в составе семитских языков (центральная ветвь). Выделяются старо-, средне- и новоарамейские периоды истории арамейских языков (периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в целом следует классификации арамейских языков немецкого арамеиста К. Байера).

Староарамейский период (с рубежа 2-1-го тысячелетий до нашей эры; область распространения арамейских языков в это время - север современной Сирии и юго-восток Турции). Его первый этап представлен древне-арамейским языком, засвидетельствованным немногочисленными эпиграфическими памятниками 9-7веков до нашей эры. В 7 веке до нашей эры относительно стандартизованный вариант древне-арамейского языка приобрёл статус лингва франка в новоассирийской империи и сохранил ту же функцию в нововавилонской державе (612-539 годы). Следующий этап этого периода - имперский арамейский язык, официальный язык Персидской империи 6-4 века до нашей эры. Его важнейший памятник - элефантинский папирусный архив из Египта (смотри Элефантина). Письменный арамейский язык эллинистической и римской эпох (3 век до нашей эры - 1 век нашей эры) в лингвистическом отношении продолжает имперский арамейский и поэтому тоже включается в рамки староарамейского периода. Его важнейшие памятники - арамейские тексты Ветхого Завета и кумранский арамейский (смотри Мёртвого моря свитки). Староарамейские тексты записаны различными графическими вариантами консонантного алфавита финикийского происхождения (смотри Финикийское письмо) из 22 знаков.

Реклама

Среднеарамейский период. Начался во 2 веке нашей эры с появлением литературных языков, не являющихся в лингвистическом отношении преемниками имперского арамейского, и закончился в конце 1-го тысячелетия нашей эры, когда вследствие распространения ислама арабский язык вытеснил арамейский язык в большинстве семитских языковых сообществ Ближнего Востока.

На основании различий в морфологии глагола и имени среднеарамейские языки делятся на восточные (были распространены в Верхней и Нижней Месопотамии) и западные (Палестина). К  восточным языкам относятся: классический сирийский, зафиксированный в многочисленных литературных памятниках, представляющих значительный интерес для истории христианства; вавилонский иудейский арамейский - язык Вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов; классический мандейский - разговорный и литургический язык мандейской общины. Западные языки: иудейский палестинский арамейский - язык Палестинского Талмуда, палестинских мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи; христианский палестинский арамейский, засвидетельствованный переводами христианских текстов с греческого в ранневизантийский период; самаритянский арамейский, на котором написаны религиозные тексты самаритянской общины. Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, иудейские арамейские языки использовали так называемый квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива; христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом; смотри Западносемитское письмо.

Новоарамейский период (с начала 2-го тысячелетия нашей эры). Носители живых арамейских языков живут главным образом в Сирии (в трёх деревнях к северо-востоку от Дамаска), на юго-востоке Малой Азии, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана, в  восточной Армении и в Азербайджане. По лингвистическим признакам выделяются западная [3 языка (диалекта) в Сирии] и восточная (общее число языков неизвестно) ветви; смотри Новоарамейские языки.

В типологическом отношении арамейские языки близки к другим центрально-семитским языкам. Древнеарамейский имел не менее 27 согласных фонем, на протяжении староарамейского периода их количество сократилось до 22 за счёт совпадения интердентального ряда с дентальным и слияния латеральных с другими согласными. Для относительно простого вокализма характерна начавшаяся в имперско-арамейский период количественная редукция кратких гласных в безударных открытых слогах, приведшая к их синкопе. В имперском арамейском прошла поствокальная спирантизация неэмфатических смычных b, d, g, р, t, к, которая, наложившись на синкопу кратких гласных, вызвала в среднеарамейских языках фонематизацию щелевых аллофонов (например, р/f), в разной степени сохраняющуюся и в новоарамейских языках.

Арамейское имя утратило падежную флексию ко времени начала письменной фиксации арамейских языков. Специфическая черта староарамейского имени - постпозитивный определённый артикль  - ? (?) (в  восточных среднеарамейских языках десемантизировался и стал элементом немаркированной формы имени). Существительное имеет словоклассифицирующий род (мужской или женский) и изменяется по числам (единственное и множественное; двойственное число непродуктивно).

Глагол в арамейских языках имеет ту же морфологическую структуру, что и глагол в других семитских языках - консонантный корень (в типичном случае состоящий из трёх согласных) и набор деривативных и словоизменительных аффиксов. Староарамейский глагол имел 2 словоизменительных спряжения в индикативе - префиксально-суффиксальное (будущее время) и суффиксальное (прошедшее время). Значение настоящего времени выражалось перифрастически - изменяемым по родам и числам предикативным причастием с местоименными или именными подлежащими. В классическом сирийском и в новоарамейском языках эта перифраза грамматикализовалась в новую синтетическую форму настоящего времени за счёт фузии предикативного причастия и энклитических местоименных субъектов. Семантика залога и актантной деривации выражается породами, имеющими разные степени продуктивности. Число пород в староарамейский период сократилось по отношению к прасемитскому состоянию за счёт произошедшей в дописьменный период утраты породы с детранзитивным префиксом п-. В среднеарамейских языках полностью утрачен внутренний пассив, в результате чего возникла простая система из шести пород: 3 исходные породы (морфологически не осложнённая, так называемая интенсивная и каузативная) имеют по производной с префиксом t-, образующим детранзитивные (преимущественно пассивные) дериваты. В большинстве  восточных новоарамейских языков t-породы утрачены, пассивное значение выражается перифрастически.

Арамейские языки - языки номинативного строя. Порядок слов в древнеарамейском «предикат + субъект + объект», на следующих этапах в качестве немаркированного порядка слов всё более утверждается «субъект + предикат + объект». В классическом сирийском и в  восточных новоарамейских языках есть эргативное спряжение, возникшее из аналитической пассивной конструкции, включавшей пассивное причастие и постпозитивный агенс, выраженный генитивными местоименными энклитиками, присоединёнными к предлогу 1-’для, посредством’: griš li ‘(он) выта­щен мною’ → griš-li ‘я вытащил (его)’; šmi-lan ‘мы услышали (это)’ (этимоло­гически ‘услышано у нас/нами’).

На староарамейских и среднеарамейских языках созданы письменные памятники, имеющие большое значение для истории средиземноморской цивилизации, в особенности для истории христианства и иудаизма. Поэтому арамейские языки, начиная со средних веков, изучались в еврейской и христианской филологических традициях. Особое значение изучение арамейских языков имело для протестантской теологии 19-20 веков, так как по свидетельству Нового Завета арамейский был родным языком Иисуса из Назарета, и исследователи истоков христианства полагали, что обратный перевод высказываний Иисуса с греческого на арамейский может пролить новый свет на его личность и учение. Изучение живых арамейских языков началось в 19 веке. Особенно значителен вклад немецких семитологов Т. Нёльдеке, В. Арнольда и О. Ястрова.

Лит.: Noeldeke Т. Kurzgefasste syrische Gram­matik. Darmstadt, 1966; Beyer K. Die ara­mäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Церетели K. Г. Арамейский язык // Языки Азии и Африки. М., 1991. [Т. 4]. Кн. 1; Jastrow О. The Neo-Aramaic langua­ges // The Semitic languages / Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1998.С. В. Лёзов.