Аграрная Политика
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА направлена на эффективное функционирование отраслей агрокомплекса, повышение устойчивости продовольственного рынка.
Аграрная политика основана на механизме экономического саморегулирования, включающем совокупность ценовых, кредитно-финансовых и налоговых инструментов, дополняемом и корректируемом системой государственного регулирования и поддержки развития АПК. Универсальность принципа «рынок регулирует - государство корректирует» применительно к аграрной политике подтверждается мировой практикой 2-й половины 20 — начала 21 века. Радикальные земельные реформы и переход к аграрной политике рыночного типа обеспечили в 1960-х годах модернизацию и рост сельского хозяйства, создали основу для ускоренного промышленного развития Республики Корея, Тайваня, в 1970-х годах - Малайзии, Таиланда, Мексики и других развивающихся стран, превратив их в благополучные «новые индустриальные страны». В то же время затягивание или непоследовательность проведения таких реформ и политики обусловили падение сельскохозяйственного производства, обострение продовольственной ситуации и замедление общего экономического развития в отдельных странах «третьего мира», особенно в Тропической Африке.
Реклама
Новая аграрная политика в Китае, начавшаяся в 1980-х годах с разрешения самостоятельного хозяйствования (подворный подряд) крестьянских семей, долгосрочной аренды земли и продажи на свободном рынке продукции, оставшейся после обязательных поставок государству, и постепенно расширявшая зону действия рыночных инструментов, к началу 21 века вывела страну в число важнейших мировых сельскохозяйственных производителей и экспортёров. Она послужила базой системной трансформации, превратившей китайскую экономику в одну из крупнейших в мире. Напротив, КНДР, сохранившая аграрную политику, близкую к дореформенной китайский модели, переживает перманентный продовольственный кризис. Успех аграрной политики Китая послужил важным стимулом радикальных аграрных реформ 1990-х годов в странах Центрально-восточной Европы (ЦВЕ) и республиках бывшего СССР. В результате приватизации земель и имущества госхозов и кооперативов, их организационного преобразования и целенаправленного формирования базовых элементов рыночной инфраструктуры в большинстве стран ЦВЕ и ряде стран СНГ была в основном создана рыночная аграрная модель, близкая к западноевропейской. Наиболее продвинувшиеся в этом направлении страны ЦВЕ относительно быстро преодолели «трансформационный» спад аграрного производства и с 2004 года начали входить в систему Общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза.
В экономически развитых странах при определяющей роли рыночного саморегулирования и самофинансирования государственное регулирование остаётся важнейшим фактором аграрной политики. В 2001 году доля государственной поддержки в стоимости сельскохозяйственной продукции в среднем по 30 наиболее благополучным странам мира - членам ОЭСР составила 45%, в том числе 27% - в США и 54% в странах ЕС, играющих ведущую роль в мировой сельскохозяйственной торговле. Лишь в Австралии и Новой Зеландии с их уникальными условиями для эффективного производства и экспорта сельскохозяйственной продукции доля государственной поддержки в её стоимости не превышает 4%.
По сфере применения меры аграрной политики можно подразделить на производственно-торговые (регулирующие непосредственно сельскохозяйственное производство, его связи с несельскохозяйственными отраслями национального АПК и внешнеэкономические отношения) и социально-экологические (направленные на развитие систем социального обеспечения сельских граждан, непроизводственной инфраструктуры села, создание в аграрных регионах несельскохозяйственных сфер занятости, поддержания этнокультурных традиций села, предотвращения деградации природных и культурных ландшафтов). Эти меры разрабатываются и осуществляются в координации и взаимодействии с промышленной, внешнеторговой, социальной, региональной и экологической политикой.
Основные цели аграрной политики России в начале 21 века: развитие конкурентоспособного агропромышленного производства; формирование развитых рынков продовольствия; диверсификация источников занятости и увеличение доходов сельского населения, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в АПК. Их достижение предполагает: институциональное и инфраструктурное обеспечение развития аграрной сферы, включая развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, расширение системы консультирования товаропроизводителей и федеральной системы рыночной информации; стимулирование диверсификации экономики АПК, в том числе путём поощрения инновационной деятельности и создания равных условий конкуренции в аграрном секторе; совершенствование финансово-кредитной и налоговой политики в АПК посредством реструктуризации бюджетных расходов в этой сфере с учётом норм и правил Всемирной торговой организации. Особое внимание уделяется: вопросам развития системы страхования урожая залоговых операций, лизинга техники для товаропроизводителей, оптимизации налоговой нагрузки в сельском хозяйстве; формированию эффективной системы реализации агропродовольственной продукции и повышению открытости АПК (включая содействие формированию современной инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка), устранению административных и технических барьеров в торговле, мерам по развитию экспортного потенциала АЦК и защите отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в данной сфере, адаптации аграрного законодательства к требованиям ВТО; устойчивому развитию сельских территорий (в том числе мерам по созданию альтернативных источников занятости сельского населения и повышению уровня его профессиональной подготовки), развитию социальной и инженерной инфраструктуры на селе.
Процессы интернационализации и глобализации мировой экономики обусловливают выход аграрной политики за национально-государственные рамки, прежде всего её регионализацию с передачей значительной части компетенций и финансового обеспечения проведения такой политики наднациональным межгосударственным структурам. В том или ином виде международное регулирование торговли сельскохозяйственными товарами осуществляется в большинстве признаваемых ВТО региональных торговых соглашений стран. Наиболее развитой и завершённой формой регионализации аграрной политики является Общая аграрная политика ЕС, которая с конца 1950-х годов в целом обеспечила устойчивое развитие агропромышленного производства, высокую степень региональной продовольственной обеспеченности стран ЕС (на взаимные поставки приходится свыше 70% их агропродовольственного импорта). В то же время, защищая региональный рынок от внешней конкуренции, она приводила к перепроизводству многих видов продукции и необходимости их субсидированного экспорта, чтобы противодействовать развитию мирового аграрного производства и торговли в соответствии с сигналами рынка и объективными конкурентными преимуществами. Затраты на проведение аграрной политики поглощают около половины общего бюджета ЕС и существенно обременяют граждан стран ЕС как потребителей продовольствия и налогоплательщиков. Политика Соглашения по сельскому хозяйству ВТО направлена на дальнейшую либерализацию мировой агропродовольственной торговли, в том числе за счёт европейских стран с переходной экономикой.
Лит.: Шмелев Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX в. М., 2000; Милосердов В. В. Аграрная политика России - XX в. М., 2002; Аграрная политика. М., 2004.
Б.Е. Фрумкин.