Аграрное Право

АГРАРНОЕ ПРАВО (сельскохозяйственное право), комплексная отрасль права, регулирующая совокупность аграрных отношений (земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих), складывающихся в процессе сельскохозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей. По своему содержанию, источникам формирования и месте в структуре права относится ко вторичным (комплексным) правовым образованиям.

В основе выделения аграрных отношений как предмета регулирования аграрного права - объект, по поводу которого возникают права и обязанности, составляющие содержание этих правоотношений: организация сельскохозяйственного производства во всех организационно-правовых формах хозяйствования на селе, т. е. специфика сельскохозяйственного производства.

Юридическая классификация аграрных правоотношений предполагает их группировку по научно обоснованным экономическим и юридическим критериям. К общим экономическим критериям относятся характер экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства и в сфере экономического оборота, товарного обмена. Юридические признаки это, прежде всего закреплённая в нормах права степень связанности тех или иных аграрных отношений с учётом специфики сельскохозяйственного производства. По этим критериям аграрные отношения можно разделить на две большие группы: внутренние (внутрихозяйственные) и внешние.

Реклама

Многие нормы права, которые объективируются в аграрном (сельскохозяйственном) законодательстве, а затем и в самом аграрном праве как комплексной отрасли, относятся и к основным традиционным отраслям права.

Аграрное право в России. Предшественником аграрного права в дореволюционной России было крестьянское право. Один из его основоположников российский учёный А. А. Леонтьев отмечал, что объём действовавшего крестьянского права определялся кругом тех особенностей в правовых отношениях, которыми закон регулировал правовой порядок жизни крестьян. Оно включало отношения публично-правового и частноправового характера.

В России в 1917-29 годах аграрные отношения регулировались нормами земельного, кооперативного и гражданского права, затем в 1929-70 годах (после коллективизации сельского хозяйства) роль регулятора сельскохозяйственного производства выполняло, главным образом, колхозное право. На индустриальном этапе развития сельскохозяйственного производства (1970-90), когда существенно изменилась его структура, производственно-хозяйственная деятельность в сфере сельского хозяйства стала регулироваться новой комплексной отраслью права - сельскохозяйственным, или аграрным правом.

В конце 20 - начале 21 века в Российской Федерации был принят целый ряд важных актов аграрного законодательства, которые способствовали завершению первого этапа аграрной и земельной реформ. Основные направления реформирования: разработка и реализация мер по стабилизации агропромышленного производства; устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; разработка системы продовольственного обеспечения населения; введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики; создание рыночной инфраструктуры; реорганизация системы органов и методов управления агропромышленным комплексом (АПК); социальное преобразование села; приватизация земель колхозов и совхозов; совершенствование организационно-правовых форм хозяйствования на селе и др.

Формирование в структуре российского права комплексной отрасли аграрного права позволяет: обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации, более чётко формулировать, юридически закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь современной аграрной политики государства; охватить в рамках этой отрасли единым правовым регулированием производственно-хозяйственную и иную деятельность всех сельскохозяйственных товаропроизводителей с учётом достигнутой общности в их правовом регулировании, а также сохраняющихся различий, обусловленных многообразием форм собственности; систематизировать и кодифицировать аграрное законодательство, преодолевая пробелы в правовом регулировании аграрных отношений; активизировать научную разработку актуальных аграрно-правовых проблем, способствовать улучшению подготовки кадров юристов для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сельское хозяйство.

Аграрное право в зарубежных странах. Как самостоятельная отрасль законодательства аграрное право существует с середины 20 века в правовых системах многих зарубежных стран (Франция, Германия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Япония и др.). Институты аграрного права представляют собой либо специализированные формы институтов гражданского, административного, трудового, торгового, судебного права, либо совершенно новые институты, регулирующие современные организационные и технологические процессы сельского хозяйства. Возникновение аграрного законодательства в странах Западной Европы было вызвано послевоенными кризисными явлениями середины 1950-х годов, побудившими законодателей принять меры по поддержке сельскохозяйственных производителей, так как возникла проблема обеспечения населения продовольствием. В США пик развития аграрного законодательства отмечен в начале 1980-х годов, в период финансового кризиса в сельском хозяйстве.

Аграрное право формировалось в недрах гражданского права как его специализированная сельскохозяйственная ветвь под воздействием государственного вмешательства в регулирование сельского хозяйства.

Характерной особенностью аграрного права (в отличие от гражданского) является то, что в основе его лежит не собственность, а сельскохозяйственная деятельность - право сельскохозяйственного производства. К сфере действия аграрного права относят, прежде всего, полеводство и животноводство, иногда рыболовство, лесное хозяйство, охоту, переработку и сбыт продукции, осуществляемые самими земледельцами. Начиная с 1950-60-х годов аграрное право стран Западной Европы (Италия, Германия, Франция и др.) включает такие сферы регулирования, как организация сельского хозяйства, режим сельскохозяйственной земельной собственности, режим аграрных хозяйств, землеустройство, реорганизацию структуры сельского хозяйства, сельскохозяйственный кредит и аренду, сельскохозяйственную кооперацию, наследование в сельском хозяйстве, сельскохозяйственные профессиональные объединения, регулирование труда и социального обеспечения, профессиональные подготовки.

В США аграрное законодательство, которое в 1930-х годах было направлено на ограничение производства сельскохозяйственной продукции в условиях её перепроизводства, в современную эпоху стимулирует развитие этой продукции мерами субсидирования и кредитования. Соотношение договорного и императивного методов регулирования аграрных отношений в конце 20 века сделало крен в сторону императивного. В Великобритании, Германии, Франции, Японии принимаются жёсткие меры по регламентации производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, установлению стандартизации продукции и цен. Всё более жёстко регулируются законом условия договоров сельскохозяйственной аренды и др.

Аграрное законодательство включает аграрный, земельный, водный и лесной кодексы, разделы гражданского законодательства, касающиеся наследования сельскохозяйственной собственности (страны Западной Европы, Мексика, Уругвай, Аргентина и др.).

Во многих странах с середины 20 века издаются крупные специальные сельскохозяйственные законы (Германия, Франция, Великобритания, Италия): итальянское законодательство об аграрных преобразованиях; немецкий аграрный закон 1955 года (именуется иногда Великой хартией), который устанавливал общие правовые рамки для государственного регулирования сельского хозяйства. В специальных законах об ориентации сельского хозяйства, регулярно принимаемых во Франции с 1960 года, формулируются основные направления аграрной политики государства на перспективу, функционирование специально создаваемых для её проведения государственных и смешанных органов. В 1960-х годах главной заботой законодателя были защита интересов сельскохозяйственных производителей, стимулирование семейных аграрных хозяйств, привлечение молодёжи в сельское хозяйство, достижение параметров жизнеспособного хозяйства. С 1980-х годов государство расширяет сферу аграрного законодательства, включая в неё не только регулирование структур сельского хозяйства, увеличение его экспортной способности, но и развитие экономической, экологический и социальных функций сельского хозяйства, участие в территориальном планировании в целях устойчивого развития страны.

Задачи аграрной политики стран Западной Европы тесно связаны и всё более подчинены интересам Европейского Союза (так называемая общая аграрная политика). Всё большую роль в качестве источника аграрного права в странах Западной Европы играют нормы наднационального права, международно-правовые акты, регламенты, директивы и решения, принимаемые органами ЕС. Право ЕС имеет приоритет над национальным правом стран - членов ЕС. В случае коллизии норм регламенты превалируют над национальными законами.

Лит.: Леонтьев А. А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах. СПб., 1909; Bolla G. Scritti di diritto agrario. Mil., 1963; Gosept Hudault. Droit rural. Droit de l’exploitation agricole. Р., 1987; Павлова Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции (организационно-правовые аспекты). М., 1988; Реформирование сельскохозяйственных предприятий: правовые проблемы. М., 1996; Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. М., 1998; Воронин Б. А. Актуальные проблемы аграрно-правовой науки в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000; Муратшин Ф. Р. Теоретические основы развития аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Уфа, 2000; Быстров Г. Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах. Теория, практика, итоги, перспективы. Минск, 2001; Козырь М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2003.

М. И. Козырь, Э. И. Павлова.