Академическая Гимназия

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805 годы) при Петербургской АН; готовило учащихся к поступлению в Академический университет.

Для управления академической гимназией был приглашён из Пруссии проректор Кёнигсбергской кафедральной школы профессор древностей Г. З. Байер (позднее инспектор гимназии); учителями были назначены немецкие студенты, приехавшие вместе с профессором. Первоначально гимназия имела 2 отделения: немецкое (3 года обучения) и латинское (2 года). Основной были филологические дисциплины; преподавались также арифметика, история, география, рисование. Полный учебный курс был обязательным только для готовившихся в университет, остальным разрешалось изучать предметы по выбору. Возраст учеников не ограничивался, приём в гимназию проходил в течение всего учебного года. После открытия Корпуса кадетов (1732 год; с 1743 года Сухопутный шляхетный кадетский корпус) основное число воспитанников академической гимназии составляли представители непривилегированных сословий (около 1/3 иностранцы); дворянские дети поступали в гимназию лишь в качестве вольных слушателей.

Реклама

В 1730-40-е годы академическая гимназия переживала упадок. Численность поступающих постоянно сокращалась: 122 человека в 1726 году, 58 человек в 1727 году, 22 человека в 1738 году. В целях преодоления сложившегося положения в 1735 году была введена стипендия для 20 воспитанников (в 1750 году - для 40). В 1747 году основным языком обучения стал русский. В 1749 году появился ещё один латинский («ректорский») класс для особо одарённых учеников.

В 1750 году ректором академической гимназией стал С. П. Крашенинников, который при поддержке М. В. Ломоносова пытался улучшить её работу; к преподаванию некоторых учебных предметов были допущены русские студенты академического университета.

В 1758-65 годах академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов. Восстановив преемственность между гимназией и университетом на основе составленного им «Регламента», выделил классы - «российские» (русский язык, русская история, ораторское искусство и стихотворчество), «латинские» и «классы общих оснований» (естествознание, математика, философия и другие), обучение в которых велось параллельно; весь курс разделён на 3 цикла: низший, средний и высший. Ломоносов обновил состав учебников (грамматика, риторика, российская история и другие), учредил ежегодные переходные и выпускные экзамены, открыл интернат для бедных учеников на 40 человек (в 1760 году расширен до 60 человек).

Позднее в академической гимназии были основаны классы для малолетних (1766 год; по плану И. И. Бецкого), подготовительные классы; в старших классах введена неполная университетская программа (1770 год). В 1805 году академическая гимназия в связи с перестройкой системы образования была закрыта, её ученики (50 человек), содержавшиеся за счёт Академии наук, переведены в Петербургскую гимназию.

Среди воспитанников академической гимназии - академики В. Е. Адодуров, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. М. Севергин, В. Ф. Зуев, философ-просветитель Я. П. Козельский.

Лит.: Толстой А. Д. Академическая гимназия в XVIII столетии. СПб., 1885; Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л., 1962.