Аксаков Иван Сергеевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич [26.9(8.10). 1823, село Куроедово (Надёжино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне село Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области - 27.1(8.2). 1886, Москва], российский публицист, общественный деятель, литератор, издатель, предприниматель; один из идеологов славянофилов. Дворянин. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Окончил Училище правоведения (1842). В 1842-48 годах служил в 6-м (Уголовном) департаменте Сената, затем в МВД. В 1845 году дебютировал как поэт. Неоконченная поэма Аксакова «Бродяга» (1846-50) - первый опыт народной эпопеи, сюжетно и ритмически предвосхитивший поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
В 1851 году Аксаков вышел в отставку в знак протеста против обращённого к нему требования министра Л. А. Перовского «прекратить авторские труды». Под впечатлением от службы написал сатиру «Судебные сцены, или Присутственный день уголовной палаты» (1853, опубликована в 1858 году). В 1853 году по поручению Русского географического общества изучал ярмарки на Украине (в 1858 году опубликовал исследование о них). В 1857 году в Лондоне встретился с А. И. Герценом, стал его тайным корреспондентом (до 1863 года около 30 публикаций в «Полярной звезде» и других изданиях за подписью «Касьянов»), Редактор-составитель славянофильского «Московского сборника» (1852; 2-й том запрещён цензурой, сам Аксаков до 1858 года лишён права быть редактором или издателем), редактор журнала «Русская беседа» (1858-59) и др. В 1861-65 годах издавал и редактировал газету «День», в 1867-68 - газету «Москва» (на средства, собранные московскими купцами; отстаивал в ней протекционистские идеи), в 1880-86 - газету «Русь». Член Общества любителей российской словесности, в 1872-74 годах его председатель. Один из организаторов Московского купеческого общества взаимного кредита (1869; стало крупнейшим среди обществ взаимного кредита в Российской империи), директор (1869-78) и председатель (1878-86) его правления.
Реклама
Аксаков полагал, что прежнее государственное устройство («времён Алексея Михайловича») не годится для России, что сочувствовать можно только началам, заложенным в допетровской Руси. Он сформулировал «теорию обратного прогресса» России по отношению к западноевропейским государствам, считал, что древние законы на Руси были «милосерднее нынешних», а народ обладал большим влиянием на жизнь государства. Аксаков отстаивал идеи о чуждости насильственных переворотов русского исторического пути, критиковал Западную Европу, для которой были характерны революции. Выдвинул идею создания всесословного земства, начиная с волости, и созыва общерусского Земского собора для возрождения древней традиции публичного обсуждения государственных и общественных дел («О настоящем значении наших древних земских соборов», 1882). В сущности, он предлагал ограничить власть царя волей народа, считая единственным условием законности царской власти народную поддержку. Выступая, по-видимому, сторонником самодержавия, Аксаков разграничивал русское самодержавие, немецкий абсолютизм и азиатский деспотизм, считал, что русский самодержец подчиняется не только формальному закону, но и нравственному, внутреннему («Самодержавие не есть религиозная истина», статья написана примерно в 1868-69 годах). Критиковал проникновение со времён Петра I принципа казённости во все сферы народной жизни и призывал государство отказаться от стеснения общественной и частной жизни («Как началось и шло развитие русского общества», 1864).
Аксаков скептически воспринимал идеальные представления К. С. Аксакова и «старших» славянофилов о народе, считал наивными их попытки объяснить жизнь народа с позиции теории национальной самобытности, однако разделял представления о цельности и естественности народной жизни, от которой высшие сословия уже отошли. Испытывал чувство вины за социальное неравенство; наблюдая его, пришёл к выводу, что 7/8 человечества живёт «животной жизнью» (т. е. неосмысленной) и что «бессознательный» быт народа неминуемо подлежит разрушению. Полагал, что именно самосознание обеспечит дальнейшее развитие России; государству Аксаков отводил, хотя и важную, но всё же второстепенную роль защиты, поддержки народа. Предложил дополнить схему К. С. Аксакова (в России две главные силы - «земля», то есть народ в целом, и «государство», т. е. управление) новым элементом - «общество», которое определил как «народ самосознающий». Выступал за гражданское равенство, предлагал дворянству заявить о своём самоупразднении как сословия. Считал, что отсутствие гласности означает смерть общества; высказывался за отмену цензуры, а дела о «преступлениях печати» предлагал передавать в специальный суд с участием присяжных. Был также сторонником открытого состязательного судопроизводства, хотя судебную реформу 1864 года рассматривал как попытку воплощения на русской почве западноевропейских принципов, чуждых духу русского народа.
Непременным условием для возникновения и укрепления самосознания, по мнению Аксакова, являлась отмена крепостного права. Он выступал за освобождение крестьян с землёй, критиковал славянофилов, участвовавших в разработке проекта крестьянской реформы 1861 года, за непоследовательность и консерватизм. Вместе с тем был сторонником соблюдения интересов и крестьян и помещиков. Описывая общину крестьян, занимавшихся подсобным промыслом («О замечательном ремесленном устройстве в некоторых селениях Ярославской губернии», 1852; запрещена цензурой), Аксаков восхищался возможностью справедливого устройства хозяйственной жизни (каждая семья получала заказы и имела заработки). Он считал, что община, обеспечивая взаимопомощь, соответствует понятиям русского народа о справедливости.
Аксаков выступал за религиозное равноправие, свободу совести, хотя и отдавал предпочтение православию. Не принимая веру раскольников, изучением которых занимался по поручению МВД в 1848—1849 годах, он и не осуждал их. Некоторые славянофилы (например, А. И. Кошелёв) упрекали Аксакова в «неправославном» взгляде, близости к протестантизму. Вполне в духе славянофильской теории Аксаков утверждал, что все славяне, а русские в особенности,- «страшные дети»; их задача - осознать своё предназначение. В 1857 году Аксаков один из создателей (с 1875 председатель) Московского славянского благотворительного комитета (с 1877 Славянское благотворительное общество, смотри Славянские благотворительные общества), первоначально придавал его деятельности просветительский и благотворительный характер. В наиболее болезненном польском вопросе Аксаков занял особую позицию: признавал право поляков на независимость, но осудил Польское восстание 1863-64 годов и поддержал его подавление, вследствие чего полностью разошёлся с А. И. Герценом. В конце 1860-х - 1870-е годы под влиянием учения о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского, идей Ф. И. Тютчева (тесть Аксакова с 1866 года) и Ф. М. Достоевского взгляды Аксакова стали близки панславизму — он стремился ускорить политическое освобождение славян. По мысли Аксакова, славянам не было «спасения вне России». Он выступил одним из инициаторов Славянского съезда 1867 года (смотри Славянские съезды). Призывал оказать максимальную поддержку начавшимся в 1875 году восстаниям в славянских землях на территории Османской империи; Московский благотворительный комитет собрал средства на нужды восставших, пытался отправить им на помощь отряд добровольцев во главе с генералом М. Г. Черняевым.
Аксаков публично осудил решения Берлинского конгресса 1878 года и согласие России на расчленение Болгарии, назвал его «изменой историческому долгу» России, за что был выслан из Москвы, провёл несколько месяцев в имении Варварино в Юрьевском уезде Владимирской губернии. Аксаков - автор основанного на материалах из семейного архива историко-литературного труда «Фёдор Иванович Тютчев. (Биографический очерк)» (1874). Письма Аксакова— важный источник сведений по истории русской литературы и общества.
Соч.: Соч. М., 1886-1887. Т. 1-7; И. С. Аксаков в его письмах. М.; СПб., 1888-1896. Т. 1-4; Письма к родным. 1844-1849. М., 1988; Письма к родным. 1849-1856. М., 1994; Литературная критика. М., 1981 (совм. с К. С. Аксаковым); Отчего так нелегко живется в России? М., 2002. Лит.: Lukashevich St. I. Aksakov. 1823-1886. А study in Russian thought and politics. Camb. (Mass.), 1965; Цимбаев Н.И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978.
В.Н. Греков.