Альберт Ханс

АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (родился 8.2.1921, Кёльн), немецкий философ и социолог. Профессор университета Мангейма (1963-89). Представитель критического рационализма, позиции которого отстаивал вместе с К. Поппером в полемике с представителями франкфуртской школы в так называемом споре о позитивизме в немецкой социологии (1969). Первоначально Альберт исходил из дуалистических представлений: познание как анализ вероятностей представляет собой рациональную сторону практики, тогда как выбор, имеющий экзистенциальную природу, принципиально не может быть рационализирован. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривалась им как идеология. Под влиянием К. Поппера Альберт радикально пересмотрел свою концепцию. В «Трактате о критическом разуме» («Traktat uber kritische Vernunft», 1968; русский перевод 2003) он стремится преодолеть дихотомию познания и выбора, утверждая, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Отсюда открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка «принципов перехода» между нормативными системами, существующими в различных областях познания и деятельности.

Реклама

Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания («трилемма Мюнхгаузена»). Идея обоснования предполагает одну из трёх равным образом неприемлемых логических стратегий: 1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так до бесконечности; 2) остановка процесса в каком-то пункте, что не ведёт к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта произволен и таким образом иррационален; 3) логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идее обоснования Альберт противопоставляет идею перманентного «критического испытания». Опыт проб и ошибок приближает нас к истине, но никогда не даёт окончательной уверенности, ибо всякое знание гипотетично.

Соч.: Marktsoziologie und Entscheidungslogik. Neuwied; В., 1967; Konstruktion und Kritik. Hamb., 1972; Aufklarung und Steuerung. Hamb., 1976; Kritische Vernunft und menschliche Praxis. Stuttg., 1977; Traktat iiber rationale Praxis. Tubingen, 1978; Das Elend der Theologie. Hamb., 1979; Die Wissenschaft und die Fehlbarkeit der Vernunft. Tiibingen, 1982; Kritik der reinen Erkenntnislehre. Tiibingen, 1987; Kritik der reinen Hermeneutik. Tubingen, 1994; Kritischer Rationalismus. Tubingen, 2000.

Лит. смотри при статье Критический рационализм.

Л. Г. Ионин.