Альберти Леон Баттиста

АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (14.2.1404, Генуя - около 20.4.1472, Рим), итальянский гуманист, архитектор и писатель. Принадлежал к знатному флорентийскому роду, проживавшему в изгнании. Начальное образование получил в Падуе в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца, изучал право в Болонском университете. В 1428 году получил должность секретаря кардинала Альбергати. Перейдя на службу в папскую канцелярию, переехал в Рим (1432), где работал до конца жизни.

Альберти был воплощением ренессансного идеала uomo universale - всесторонне развитого человека. В круг его интересов входили словесность, математика, картография, философия, этика, изобразительное искусство и музыка. Среди первых литературных опытов Альберти - латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. В то же время позиция Альберти по отношению к гуманизму носила двойственный характер; так, в противовес многим гуманистам Альберти провозгласил необходимость развития прозы на народном языке. В сочинениях Альберти проявился его идеал гармонизации индивида и общества, однако авторская интонация колеблется между оптимизмом и мизантропией. Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) - едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти - имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. 1-3, 1433-37, кн. 4, 1441; опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964).

Реклама

Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке; русский перевод - «Десять книг о зодчестве», 1935—1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. В 1428 году он посетил Флоренцию, где познакомился с творчеством Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо. Флорентийское искусство кватроченто вместе с наследием античности стало источником собственной художественной практики Альберти. Согласно письменных источников (Дж. Вазари и др.), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы).

фасад церкви Санта МарияНа службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49?) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Создал несколько архитектурных проектов для других городов, осуществлённых под наблюдением помощников. Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готическую церковь Сан-Франческо в Римини (т. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона; на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею; античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция.

Творчество Альберти оказало большое влияние на архитектуру в Италии, предвосхитив многие достижения высокого Возрождения.

Лит.: Michel Р.-Н. La pensee de L. В. Alberti. Р., 1930; Л. Б. Альберти. М., 1977; Borsi F. L. В. Alberti. N. Y., 1989; Jarzombek М. On L. В. Alberti. His literary and aesthetic theories. Camb.; L., 1989; Rykwert J., Engel А. L. В. Alberti (cat.). Mil., 1994; L. В. Alberti: Actes du congr6s international de Paris. Р., 2000. Vol. 1-2; Зубов П.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.

Ю. Е. Ревзина, К. А. Чекалов.