Алексей Михайлович

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ [9(19).3.1629, Москва - 29.1(8.2).1676, там же], русский царь из династии Романовых, венчан на царство 28.9(8.10).1645. Сын царя Михаила Фёдоровича, отец царей Фёдора Алексеевича, Ивана V Алексеевича, царевны Софьи Алексеевны (от первого брака с М. И. Милославской, происходившей из рода Милославских) и Петра I (от 2-го брака с Н. К. Нарышкиной).

На формирование мировоззрения Алексея Михайловича повлияли идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества, распространившиеся после Смутного времени. В конце 1640-х годов он сблизился с «Кружком ревнителей благочестия», выступавшим за исправление церковных «неустройств» и религиозное благочестие (глава кружка - духовный отец Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев).

В первые годы царствования Алексей Михайлович зависел от своего воспитателя, боярина Б. И. Морозова, и почти не вмешивался в управление государством. Соляной бунт 1648 года, направленный против правительства Морозова, заставил царя изменить внутренняя политику. Алексей Михайлович участвовал в составлении и утверждении Соборного уложения 1649 года, которое кодифицировало право и стало нормативной основой для дальнейшего упрочения крепостнических отношений и абсолютизма. В правление Алексея Михайловича «угасала» деятельность Земских соборов и падала роль Боярской думы. Одновременно возрастало значение приказной бюрократии. Его социальная политика была направлена на консолидацию дворянства и выдвижение новых требований к дворянской службе, связанных с увеличением числа полков нового строя. В экономической политике при Алексее Михайловиче упрочились элементы протекционизма и меркантилизма (Торговый устав 1653 года, Новоторговый устав 1667 года). В правление Алексея Михайловича продолжалось активное освоение Сибири, открыт пролив между Евразией и Северной Америкой экспедицией С. И. Дежнёва (1648 год, однако его отчёт об экспедиции стал известен лишь в 18 веке), основан ряд городов, в том числе Иркутск (1652 год), Нерчинск (1653 год), Верхнеудинск (1666 год).

Реклама

При Алексее Михайловиче начался раскол в Русской церкви. Поддерживая церковную реформу патриарха Никона, царь преследовал и сугубо политические цели: сближение Русской и Греческой церквей, с точки зрения Алексея Михайловича, было необходимой предпосылкой роста авторитета Русского государства среди православных народов (в первую очередь населения Украины и Белоруссии). В 1658 году он разорвал отношения с Никоном из-за непомерного властолюбия и теократических притязаний патриарха. На церковном соборе 1666 года Алексей Михайлович выступал одним из главных обвинителей патриарха. Реакцией на церковную политику Алексея Михайловича стало Соловецкое восстание 1667-76 годов, подавленное правительственными войсками.

Царь Алексей Михайлович. Фрагмент иконы «Владимирская Богоматерь»

Царь Алексей Михайлович. Фрагмент иконы «Владимирская Богоматерь» («Древо государства Московского») работы Симона Ушакова из церкви Троицы в Никитниках (Москва). 1668.

Наиболее значительным внешнеполитическим успехом Алексея Михайловича стало возвращение утраченных по Деулинскому перемирию 1618 года и Поляновскому миру 1634 года земель и присоединение Левобережной Украины по Андрусовскому перемирию 1667 года, завершившему русско-польскую войну 1654-1667 годов (смотри Русско-польские войны 17 века), в которой царь принял личное участие (например, в осаде и взятии Смоленска). Это нашло отражение в изменении царского титула, к которому в середине 1650-х годов добавились слова «... Малыя и Белыя Росии самодержец...». Вместе с тем его попытка добиться выхода к Балтийскому морю в 1656-58-е годы закончилась неудачно (смотри Русско-шведские войны).

Формулируя основные принципы государственной деятельности, Алексей Михайлович требовал от подданных строгого выполнения своих обязанностей, определённых «чином» (социальным статусом человека), беспрекословной «службы» своему государю. Он представлял царскую власть как богоустановленную и предназначенную для того, чтобы править и судить «в правду, всем равно». Человек глубоко верующий, Алексей Михайлович ревностно выполнял религиозные обряды. Современники отмечали ровный нрав царя, склонность к созерцательности, иногда - вспыльчивость. Благодушие Алексея Михайловича кончалось там, где затрагивались его представления о роли государя и его власти, чем, в частности, обусловлено учреждение Тайных дел приказа (существовал в 1654-76-е годы). Во время Медного бунта 1662 года Алексей Михайлович приказал «бити и рубити до смерти» повстанцев. Он жестоко подавил Разина восстание 1670-71 годов. Широко распространённое в массовом историческом сознании восприятие Алексея Михайловича как «тишайшего» царя неточно: Тишайший - это не характеристика Алексея Михайловича современниками, а элемент титула, получивший ограниченное хождение в панегирической литературе и в церковной практике.

На Алексея Михайловича сильное воздействие оказали польско-украинско-белорусские культурные традиции, которые сформировали у него своеобразное восприятие европейской культуры. Интерес Алексея Михайловича к новому проявился в сфере культуры и быта: при нём в подмосковных царских резиденциях построены уникальный деревянный дворец в Коломенском, театр в Преображенском (1672 год), система прудов и каналов с мельницами в Измайлове.

Литературное наследие Алексея Михайловича включает частную и деловую переписку, оригинальные сочинения, отличающиеся сюжетностью, динамизмом повествования, богатые бытовыми зарисовками. При его участии созданы новая редакция «Сказания об успении Богородицы», а также продолжающий традиции западноевропейских охотничьих книг «Урядник... сокольничья пути» - книга о правилах соколиной охоты. Алексей Михайлович - автор «Повести о преставлении патриарха Иосифа», или «Статейного списка» (1652 год), незавершённых заметок о русско-польской войне 1654-67 годов, «Послания на Соловки», обращённого к мощам митрополита Филиппа (Колычева) и созданного с опорой на традиции различных жанров (ораторской прозы, «моления» и послания).

Соч.: Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856; Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1896. Т. 5: Письма царя Алексея Михайловича; «Изборник». М., 1969. С. 567-575; Сочинения царя Алексея Михайловича // Памятники литературы Древней Руси. XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 499-513.

Источн.: Дневальные записки приказа Тайных дел 7165-7183 годы// Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1908. Кн. 1-2; Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

Лит.: Гурлянд И. Я. Приказ великого государя тайных дел. Ярославль, 1902; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909-1912. Т. 1-2; Заозерский А. И. Царская вотчина XVII в. 2-е изд. М., 1937; Душечкина Е.В. Царь Алексей Михайлович как писатель: (Постановка проблемы)//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976; Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984; Санин Г. А. Отношения России и Украины с Крымским ханством в середине XVII века. М., 1987; Зиборов В. К., Лобачев С. В. Алексей Михайлович // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1990. Т. 44; Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990; Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А. А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996; Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: Личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1998. Т. 2; Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

И. Л. Андреев.