Андрей Первозванный

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙАНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, в христианстве один из двенадцати апостолов. Родом из Вифсаиды (Ин. 1, 44), брат апостола Петра. Андрей Первозванный рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском»), входил в общину Иоанна Крестителя (Ин. 1, 35). Одним из первых (Мф. 4, 18-20) или первым (Ин. 1, 40-41) призван Иисусом Христом в число апостолов (отсюда Первозванный). Согласно одной апокрифической традиции («Деяния апостола Андрея»), Андрей Первозванный начал проповедь на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад, где посетил Византий (будущий Константинополь), Фракию и Македонию. Другая традиция, восходящая к 1-й половине 3 века, отражена у Евсевия Кесарийского, цитировавшего Оригена, который утверждал, что апостольским уделом Андрея Первозванного была Скифия.

Позднейшие обработки Псевдо-Епифания (6-7 века) и ряда византийских авторов (в том числе Епифания Монаха в «Житии Андрея», около 815-843) объединили обе традиции, обосновав апостольское происхождение константинопольской кафедры и посещение Андреем Первозванным Крыма (в том числе Херсонеса) и Причерноморья. Согласно церковному преданию, Андрей Первозванный был распят по распоряжению римского магистрата в греческом городе Патры на кресте, имевшем форму буквы «Х» (так называемый андреевский крест).

Реклама

В русских летописях (прежде всего, в «Повести временных лет») Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхот’к поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем направился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород. Оттуда Андрей Первозванный  отбыл в Рим, а затем в Синопу (Полное собрание русских летописей, т. 1, стб. 7-9).

На Руси с 11 века начинается рост почитания Андрея Первозванного  как «покровителя Руси», строительство храмов и монастырей в его честь. С 12 века в русском Прологе и Великих Четьих-Минеях развивается традиция сказаний об Андрее Первозванном  и его хождении на Русь. В середине 16 века в «Степенной книге» (1560-63) были зафиксированы местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного  в земле Русской, в том числе о водружении жезла «в веси, нарицаемой Грузине», где позднее появилась церковь Андрея Первозванного. С середины 16 века апостольской преемственностью обосновывалась самостоятельность Русской церкви в церковных делах. В конце 17 века Петром I был учреждён Андрея Первозванного орден, а также Андреевский флаг, ставший стягом русского флота.

«Святой <a href=апостол Андрей». Картина Эль Греко. 1606. Музей Эль Греко (Толедо)." title="«Святой апостол Андрей». Картина Эль Греко. 1606. Музей Эль Греко (Толедо)." width="227" height="300" />

«Святой апостол Андрей». Картина Эль Греко. 1606. Музей Эль Греко (Толедо).

Мощи Андрея Первозванного  из Патр в 357 году были перенесены в Константинополь, а после взятия Константинополя крестоносцами оказались в итальянском городе Амальфи (1208). Часть мощей около 8 века оказалась в Шотландии, в которой Андрей Первозванный  считается святым покровителем (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Глава Андрея Первозванного  хранится в церкви Андрея Первозванного в Патрах, десница - в Елоховском Богоявленском соборе в Москве (дар царю Михаилу Фёдоровичу от иноков монастыря Святой Анастасии Узорешительницы близ г. Фессалоники в 1644), крест, на котором распяли Андрея Первозванного, - в соборе Святого Петра в Риме.

День памяти Андрея Первозванного  в Восточной церкви 30 ноября (13 декабрь) и 30 июня (13 июля) в Соборе 12 апостолов.

Иконография. Уже в ранних памятниках (росписи катакомбы в Кармузе, Египет, 4-6 века, мозаика Баптистерия православных в Равенне, 5 век) складываются основные черты иконографии Андрея Первозванного : он седовлас, с недлинной бородой, облачён в хитон и гиматий (иногда в короткую тунику, которую носили рыбаки). В византийском искусстве его атрибутами являются свиток или книга, реже крест, в западноевропейской иконографии Андрея Первозванного  наделяли также сетью, рыбой, посохом с крестом в навершии. Андрей Первозванный  изображался среди 12 апостолов в композиции «Собор апостолов» и в её варианте «Союз любве связуеми апостоли», а также в иллюстрациях к «Деяниям апостолов», в сценах «Тайной Вечери», «Евхаристии», «Успения Богородицы» и др. Сюжеты «Апостольских страданий», известные в византийской иконографии с 10-11 века, получили распространение в католическом искусстве, откуда пришли в русскую иконопись 17-18 века (распятие Андрея Первозванного ). Один из самых полных житийных циклов (80 миниатюр) содержится в русской рукописи жития Андрея Первозванного  17 века. Изображения Андрея Первозванного  встречались в монументальных росписях; икона Андрея Первозванного, очевидно, изначально входила в состав деисусного ряда русского высокого иконостаса (например, в Успенском соборе во Владимире, 1408, художники мастерской Даниила Чёрного и Андрея Рублёва).

Святой апостол Андрей

Лит.: Малышевский И. Сказание о посещении русской страны свыше апостолом Андреем//Труды Киевской духовной академии. 1866. Т. 2. № 6; Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1; Dvornik F. The idea of Apostolity in Byzantium and the legend of the Apostle Andrew. Camb. (Mass.), 1958; Peterson Р. Andrew, brother of Simon Peter. His history and his legends. Leiden, 1958; Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // The legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessaloniki, 1992; Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

Р. Г. Ястребов, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).