Андрей Рублёв

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (? -около 1430, Андроников монастырь в Москве), древнерусский живописец; преподобный (канонизирован в 1988). Исторических сведений об Андрее Рублеве и его искусстве сохранилось мало; ничего не известно о времени и месте его рождения (предположительно родился не позднее 1370 года). Первое упоминание о нём содержится в Троицкой летописи (1412-16) и относится к 1405 году: Андрей Рублев расписывал (в это понятие могли входить и настенная живопись, и иконы) Благовещенский собор Московского Кремля вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком. Андрей Рублев назван «чернецом» (монахом), последним в перечне имён (т. е. он был младшим). Вероятно, пострижен в Андрониковом монастыре в Москве незадолго до 1405 года. В 1408 году (по той же летописи) расписывал вместе с Даниилом Чёрным Успенский собор 12 века во Владимире; Андрей Рублев назван вторым после Даниила, что может означать отношение мастера и ученика [в «Отвещании...» Иосифа Волоцкого (конец 15 века) учителем Андрея Рублева также назван Даниил]. Между 1425 и 1428 годами оба мастера расписывали (фрески и иконостас, по заказу игумена Никона) построенную в 1423-24 Троицкую церковь в Троицком монастырь (ныне - Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; свидетельство об этих работах - «Житие Никона» и «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Серба, 1440-50-е годы; здесь Андрей Рублев опять назван вторым). После этого художники возвращаются в Андроников монастырь, где Андрей Рублев (уже без Даниила) исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса Нерукотворного (построена в 1420-е годы). Сведения о кончине Андрея Рублева в Андрониковом монастыре содержатся в 3-й редакции «Жития Сергия Радонежского» Пахомия Серба (около 1442 года); здесь же он был погребён (подтверждается источником начала 19 века).

Реклама

Сохранившихся произведений Андрея Рублева, известных по источникам, мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ныне в ГТГ), которая могла быть создана либо около 1410 года для первоначально деревянной Троицкой церкви, либо в 1425-28 годах. Более вероятной представляется последняя дата: стиль «Троицы» адекватен стилю византийской живописи 2-й четверти 15 века; в деревянной церкви около 1410 года была предположительно другая икона «Троицы» (возможно, та, что сейчас находится в Музее Сергиева Посада); наконец, столь драгоценная икона, скорее всего, была создана для нового большого белокаменного храма, чем для скромного деревянного.

Другие произведения, упоминаемые источниками, не дошли до нас либо принадлежат не самому Андрею Рублеву, а, вероятно, ученикам или членам артели, возглавляемой Даниилом и Андреем Рублевым. Не сохранились фрески и иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405), фрески исчезли с перестройкой собора в 1416 году; иконостас сгорел во время пожара 1547 года. Семь икон существующего ныне иконостаса (левая группа праздничного ряда) ранее считали, а некоторые исследователи и сейчас считают написанными Андреем Рублевым. В 1635 году были сбиты также фрески в Троицком соборе Троицкого монастыря; от росписей церкви Спаса Нерукотворного в Андрониковом монастыре остались лишь фрагменты орнамента.

Андрею Рублеву приписывают ряд произведений, об авторстве которых нет исторических свидетельств: обнаруженный в 1918 году так называемый Звенигородский чин (три иконы - «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» из деисусного ряда, состоявшего по меньшей мере из семи икон, около 1400, все в ГТГ); миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 века, РГБ); икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора во Владимире (около 1408, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник); несколько икон из деисусного ряда (ГТГ, ГРМ) и одна икона («Вознесение», около 1408, ГТГ) из праздничного ряда иконостаса этого собора; фрагменты фресок на алтарных столпах Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400; из 4 композиций работами Андрея Рублева считаются изображения Флора и Лавра); фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода (1415-20?; авторство Андрея Рублева считается проблематичным); несколько икон из деисусного и праздничного рядов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425-28).

Многие работы Андрей Рублев осуществлял совместно с другими мастерами (как это было принято в Средневековье), поэтому встаёт проблема выделения творений Андрея Рублева из коллективного ансамбля. Во фресках Успенского собора во Владимире обычно различают работы Андрея Рублева и Даниила. Сохранившиеся росписи - это остатки огромной композиции «Страшного суда» на сводах нефов и на прилегающих к ним столпах, а также фрагменты фресок под сводами на алтарных столпах и в жертвеннике. Принято считать, что «Страшный суд» создали оба мастера: росписи западных сводов центрального нефа выполнил Андрей Рублев, а южного нефа - Даниил; однако такое разделение работ Андрея Рублева и Даниила не бесспорно — сходство типов, стиля и всех приёмов письма во фресках гораздо сильнее, чем небольшие различия между ними, которые могут зависеть от неодинаковой их сохранности. Кроме того, сохранившиеся росписи это фрагменты единой сцены, и естественно предположить, что всю композицию целиком исполнил один мастер. Возможно, что фрагменты фресок в жертвеннике, несколько отличающиеся по художественным приёмам от композиции «Страшного суда», принадлежат Даниилу; ему, как старшему мастеру, могла быть поручена и роспись алтаря.

Андрей Рублёв (?). «Архангел Михаил». Икона из Звенигородского чина. Около 1400. Третьяковская галерея (Москва).

Андрей Рублёв (?). «Архангел Михаил». Икона из Звенигородского чина. Около 1400. Третьяковская галерея (Москва).

Андрей Рублев, с его безупречным чувством композиции, ритма, отдельной формы, пластики и пропорций, воспринял классические традиции византийского искусства, которое он мог знать по работам греческих мастеров, привезённым или исполненным в Москве, а также по творениям Феофана Грека московского периода. Другой столь же важный исток формирования искусства Андрея Рублева — иконы 2-й половины 14 - начала 15 века, создававшиеся в Москве, Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле. Образы Андрея Рублева в целом адекватны произведениям византийского искусства на рубеже 14-15 века, но отличаются от них оттенком большей просветлённости, кротости и смирения. Лица - русского типа, с некрупными чертами, без подчёркнутой красоты, но всегда благообразные; иногда они близки греческому типу (архангел Михаил, апостол Павел из Звенигородского чина), но отличаются при этом большей мягкостью. Персонажи Андрея Рублева пребывают в полном покое, лишённом эмоций, ибо Андрей Рублев передаёт состояние не душевное, но духовное безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». В «Отвещании...» Иосифа Волоцкого говорится, что Андрей Рублев мог «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Иногда Андрей Рублев сообщает своим образам духовный восторг, отчего взгляд и весь облик кажутся внутренне светящимися (один из трубящих ангелов во владимирской фреске «Страшный суд»; лик второго ангела плохо сохранился). Всякая форма предстаёт у Андрея Рублева одухотворённой божественными энергиями, что достигается приёмами, общими для всего византийского искусства этого периода: лаконизмом контуров и силуэтов, делающим фигуры невесомыми; замкнутостью параболических линий, сосредоточивающей мысль и настраивающей на созерцание; тонкостью очертаний складок одежд, сообщающей тканям невещественность; световой насыщенностью каждого цвета, придающей колориту своеобразное сияние.

Вместе с тем стиль Андрея Рублева обладает рядом особенностей, характерных именно для русского искусства конца 14 - начала 15 века, отличающих его от византийского. Выпуклость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты в её структуре отсутствуют, благодаря чему объёмы и поверхности кажутся преображёнными; повороты фигур и наклоны голов становятся более мягкими, одеяния - более воздушными, в красочной гамме преобладают светлые и мажорные тона, линии становятся более скруглёнными, цельными и текучими. Такие специфические русские черты образов Андрея Рублева, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, сходны с образами в иконах, создававшихся в различных центрах Северо-Восточной Руси во 2-й половине 14 - начале 15 века. Истоки такой образности и присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия - в духовной атмосфере эпохи Сергия Радонежского и его учеников. Это было время большого подъёма духовной жизни в русских монастырях, связанного с византийским исихазмом 14 века и основанного на проповедуемом в монашеской среде внутреннем возрастании человека и его нравственном совершенствовании.

Андрей Рублёв. «Страшный суд». Фрагмент фрески Успенского собора во Владимире. 1408.

Андрей Рублёв. «Страшный суд». Фрагмент фрески Успенского собора во Владимире. 1408.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для религиозного искусства христианского мира 1-й половины 15 века - Византии (фрески Пантанассы в Мистре, около 1428), Сербии (фрески Каленича, около 1413, и Манассии, до 1418), Западной Европы (творчество Я. ван Эйка, Фра Анджелико). Просветлённость образов и понимание классических художественных форм как наиболее достойных для воплощения божественно прекрасного, свойственные всему византийскому искусству этого времени, именно в творчестве Андрея Рублева выражены с наибольшей полнотой и совершенством. Искусство Андрея Рублева определило в 15 веке развитие русский школы живописи и особенно большое влияние оказало на мастеров московского круга, вплоть до Дионисия. Почитание, которым Андрей Рублев был окружён при жизни (как «муж, превосходящий всех в мудрости» и «иконописец преизрядный»), было подтверждено постановлением Стоглавого собора (1551, глава 41, 1-й вопрос): рублёвская икона «Троица» рекомендуется всем мастерам как образец для подражания. Память Андрея Рублева отмечается 4(17) июля; 6(19) июля - в Соборе Радонежских святых.

Лит.: Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годы // Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Андрей Рублев и его эпоха /Под редакцией М. В. Алпатова. М., 1971; Алпатов М. В. Андрей Рублев, около 1370-1430. М., 1972; Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974; Щенникова Л.А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21; Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1989; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000; Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2002.

О. С. Попова.