Анисфельд Борис Израилевич
АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер Срулевич) [2(14).10.1879, Бельцы, Бессарабия - 4.12.1973, Уотерфорд, штат Коннектикут, США], российский и американский живописец, сценограф. Учился в Одесской рисовальной школе, в петербургской Академии Художеств (1901-1909 годы) у И. Е. Репина и Д. И. Кардовского. Работал в Санкт-Петербурге. Член «Мира искусства» (1911-17 годы), Европейского общества поощрения художеств (1915-17 годы). В 1905-08 годах исполнял рисунки для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон».
Творчество Анисфельда сформировалось в русле русского символизма (пейзажи, картины на мифологические и библейские темы). Первая работа в театре - оформление спектакля «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя (1907 год, Театр В. Ф. Комиссаржевской; режиссёр В. Э. Мейерхольд). В 1909-1914-е годы был художником ряда русских трупп за рубежом; создал декорации и костюмы для балетов «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911 год, Русский балет Дягилева, Париж), «Исламей» на музыку М. А. Балакирева (1912 год; одна из лучших работ Анисфельда), также для трупп А. П. Павловой, В. Ф. Нижинского. Предпочитаемые им сказочно-фантастическая тематика и ориентальные сюжеты позволили проявить в сценографии богатство изобразительной фантазии, изысканность колористических решений, декоративность и линейную изощрённость композиции (восходящие к стилистике модерна). В 1917 году выехал в Японию, с 1918 года жил в США, где оформлял русские оперы на сценах «Мегрополитен-оперы» в Нью-Йорке, Чикагской оперы, балеты в труппе М. М. Мордкина. После 1928 года исполнял преимущественно пейзажи, картины символистского содержания и на евангельские сюжеты; занимался скульптурой. Преподавал в Художественном институте в Чикаго (1928-58 годы).
Лит.: Mesley R. В. Anisfeld, «fantast - mystic». Toronto, 1989; Б. Анисфельд. 1879-1973. (Кат.). СПб., 1994; Беккерман С. Б. Анисфельд. СПб., 2001.
В. А. Кулаков.