Античная Языковедческая Традиция

АНТИЧНАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (греко-римская, или средиземноморская, традиция), традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 веке до нашей эры - 6 веке нашей эры. Античная языковедческая традиция зародилась в эпоху становления древнегреческой философии, в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения - соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё не было понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимались в единстве как единый logos. (Учение о слове — «логосе» является основой древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических, логических и собственно грамматических свойств.) Античных учёных интересовала не только природа языка (связь между «именем» и «вещью», происхождение языка). Они занимались также изучением письменных знаков для обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области определяют становление и развитие языкознания во всём Древнем мире (смотри Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).

Реклама

В 5 веке до нашей эры проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон также обращался к проблемам языка («Кратил», «Теэтет», «Софист»). Но основоположником античной языковедческой традиции, сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель. В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II», «Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в античной, а затем в европейской науке. В системе наук, предложенной Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»), грамматики и риторики. Аристотель выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал, прежде всего, как субъект и предикат суждения с присущими им категориальными модификациями.

Античная языковедческая традиция была продолжена философскими школами эпохи эллинизма в 3-1 веке до нашей эры. Интерес к проблемам языка проявляли стоики (смотри Стоицизм). Однако вершиной развития античной языковедческой традиции стала александрийская школа.

Языкознание в Древнем Риме до середины 2 века до нашей эры ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже началось интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики. В этот период многие греческие учёные-филологи начали работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии - Варрон, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до нашей эры) был попыткой разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем «правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.

В 4 веке нашей эры было написано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По его образцу были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных» («новых» европейских литературных языков на народной основе).

Античная языковедческая традиция после падения Рима в 476 году продолжала своё развитие в сохранившихся центрах греко-латинской учёности, в частности в столице Восточной Римской империи - Константинополе. Наиболее значительное из дошедших до нас грамматических сочинений древности - «Курс грамматики» Присциана (начало 6 века), состоявший из 18 книг и созданный в традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений римских грамматиков. Труд Присциана фактически завершает развитие античной языковедческой традиции, но традиция эта канонизируется в Западной Европе в системе тривия (смотри Европейская языковедческая традиция). В Восточную Европу, в частности к южным и  восточным славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную традицию в связи с распространением христианства.

Античная языковедческая традиция сложилась на материале описания двух языков - греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный характер. Созданные ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказались в целом пригодными для описания, как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления.

Лит.: Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936; Тройский И. М. Вопросы языкового развития в античном обществе. Л., 1973; Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974; Амирова Т А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики, М., 1975 (библ.); Античные риторики. М., 1978; Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980; История лингвистических учений: Древний мир. Л., 1980 (библ.); Auroux S. Histoire des idees linguistiques: En 2 Vol. Liege, 1989-1992 (bibl.).

Н. Ю. Бокадорова.