Античное Стихосложение

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, стихосложение греческой и латинской поэзии 8 века до нашей эры — 6 века нашей эры; разновидность метрического стихосложения. Важнейшие его элементы: краткий слог (u); долгий слог (-); произвольный слог, краткий или долгий (х); «двоимый слог», долгий, который может замещаться двумя краткими (uu); цезура (|). В русских переводах долгие слоги обычно передаются ударными, а краткие - безударными. Античное стихосложение существовало в трёх вариантах.

1. Тонико-силлабическое - сатурнийский стих ранней латинский поэзии.

2. Силлабо-метрическое стихосложение - «эолийские» размеры ранней греческой лирики (и их латинские имитации у Горация и др.), ещё не пользовавшиеся двоимыми слогами. Единицами стиха были строки, не членящиеся на стопы (смотри Логаэды) и обычно называвшиеся по именам поэтов-открывателей: ферекратей (Ф:хх-uu-х), гликоней (Г: xx-uu-uх), малый асклепиадов (а:- - - uu- | -uu-uх), большой асклепиадов (А: - - - uu- | -uu-|-uu-uх) и др. Они употреблялись преимущественно в 4-стишных строфах: так, «асклепиадовыми строфами» назывались комбинации строк аааа, АААА, аааГ, ааФГ, ГаГа. Самыми известными были алкеева строфа и сапфическая строфа.

3. Собственно метрическое стихосложение классического эпоса, лирики и драмы. Единицей стиха были стопы, длина которых измерялась морами, краткий слог равнялся одной море, долгий - двум. 2-морной стопой был пиррихий (uu), 3-морными - ямб и хорей (трохей) (u-, -u), 4-морными - спондей, дактиль, анапест ( - - , -uu, uu-), 5-морными - бакхий с антибакхием, амфимакр и 4 пеона (u- -, - -u, -u-, —uuu,u-uu, uu-u, uuu-) и т. д. В каждой стопе долгий слог, стоящий на сильном месте (смотри Метр), меньше мог разлагаться на краткие, стоящий на слабом месте - больше. Короткие 2-4-морные стопы обычно объединялись в диподии, стихотворный размер назывался по числу диподий. Размером эпоса был дактилический гексаметр; размером элегий и эпиграмм - элегический дистих (чередование гексаметра с пентаметром); основным размером трагедий и комедий - ямбический триметр, вспомогательным — трохаический тетраметр. В лирике могли чередоваться более длинные и более короткие размеры (смотри Эпод).

В 3-5 веке нашей эры разница между долготой и краткостью звуков в греческих и латинских языках стала сглаживаться, и античное стихосложение уступило место средневековому силлабическому стиху, однако по традиции метрические стихи продолжали писаться ещё очень долго (в школах - вплоть до 18-20 века).

Лит.: Спелль Б. Греческая метрика. М., 1999; Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2003.

М. Л. Гаспаров.

Связанные статьи