Антропософия

АНТРОПОСОФИЯ (от антропо... и греческий σοφ?α - мудрость), учение о духовной природе человека и мира и методах их постижения, созданное немецким философом Р. Штайнером и ставшее идейной основой инициированного им движения. Термин впервые засвидетельствован в анонимном сочинении, приписанном ангелу Арватилу [«О магии, или пневматике древних» (Arbatel. De magia seu pneumatica veterum), 1565 год], встречается у ряда философов и учёных 17-19 века (в том числе у Р. Фладда, К. Экхарстхаузена, И. Трокслера, Ф. В. Й. Шеллинга, И. Германа Фихте и др.), был заимствован Р. Штайнером из сочинений австрийского философа Р. Циммермана «Очерк антропософии» (1882 год).

Как самостоятельное движение антропософия окончательно оформилась в начале 20 века: международное Антропософское общество было основано в 1913 году, после того как созданная Р. Штайнером и М. Я. Сиверс немецкая секция Теософского общества (смотри Теософия) была исключена из него (вследствие несогласия её членов с провозглашением Д. Кришнамурти мессией).

Восприняв рациональную методологию новоевропейской науки и философии, антропософия отделяет факты и феномены, установленные научным исследованием, от их материалистической интерпретации и дополняет их данными «сверхчувственного» познания. «Под антропософией я понимаю научное изучение духовного мира, которое сознаёт как односторонность познания одной лишь природы, так и односторонность расхожей мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, развивает в познающей душе силы, ещё не деятельные при обычном сознании и в обычной науке, что и делает возможным само это проникновение» (Р. Штайнер). Эти высшие способности включают в себя ступени «имагинации» и «инспирации» - соответственно образного и внеобразного, смыслового восприятия сверхчувственного - и «интуиции», непосредственные знания его. Ведущая роль в сверхчувственном познании отводится интеллектуальной интуиции («восприятию чистых идей») и новому, подотчётному уму ясновидению, которое противопоставляется архаичному «инстинктивному» ясновидению прошлого. Предпосылкой этого познавательного восхождения является нравственное возрастание личности. В качестве «науки о духе» (Geisteswissenschaft) антропософия предполагает, что результаты её исследования должны излагаться в общедоступной понятийной форме и восприниматься как гипотезы, подлежащие проверке.

Реклама

В переосмыслении методологии естествознания антропософия исходит из естественнонаучных взглядов И. В. Гёте (в этом смысле Р. Штайнер называл антропософию «гётеанством 20 столетия»), ставя задачу обнаружения «первофеноменов», воплощающих в своей самоочевидности тот или иной закон природы, выведения всего многообразия частных органических форм из общего морфологического типа (гётевская идея метаморфоза растений и животных).

В составе человека выделяются уровни физического, эфирного и астрального тел (соответствующие неорганическому, растительному и животному царствам), ядро души (неповторимое Я), и далее - три высших духовных принципа, в современном состоянии скрытые в его низшей природе и подлежащие развитию в будущем. Уже в морфологическом строении человека обнаруживается троякая «чувственно-сверхчувственная форма» связи его души и тела: основой мысли и внешнего восприятия служат нервная и сенсорная системы, основой чувства — дыхание и кровообращение, основой воли - метаболизм и движение конечностей. Эволюционные идеи Ч. Дарвина и Э. Геккеля сочетаются в антропософии с выдвинутой Г. Э. Лессингом гипотезой реинкарнации: «Тело подлежит закону наследственности; душа подлежит судьбе, созданной ею самой. Эту самим человеком созданную судьбу называют его кармой. Дух же подлежит закону перевоплощения, или реинкарнации» (смотри в книге: Штейнер Р. Теософия. М., 1915. С. 67). В ходе истории возрастает индивидуализация человека от воплощения к воплощению.

В антропософской концепции циклического существования Солнечной системы геологическую и биологическую историю Земли дополняет картина духовной эволюции бесплотных и полубесплотных предков людей (гипербореи, лемурийцы, жители Атлантиды, предшествовавшие появлению современного, «послепотопного» человечества), которую сменяет земное историческое развитие, вплетённое в деятельность 9 чинов небесной иерархии (имена их Р. Штайнер заимствует из сочинений Дионисия Ареопагита).

Христология, как и значительная часть сверхчувствительного знания антропософии, почерпнута Р. Штайнером из провиденциальной «мировой памяти», хранящей «летопись вселенной»: нисшедший через «врата Солнца» надмирный Логос (Христос), воплотившийся в человека Иисуса при его крещении в Иордане, открывает «мистерией на Голгофе» новый космический эон и становится Духом Земли.

В 1917 году Р. Штайнер выдвинул проект реформы общественной жизни на путях независимого развития трёх автономных (не подчинённых одна другой) сфер - духовной (культура), правовой и хозяйственной, основанных соответственно на принципах «свободы», «равенства» и «братства» (реализующегося в добровольных экономических ассоциациях). В 1923 году в Дорнахе (Швейцария) Штайнер основал Гётеанум - Свободную высшую школу духовного знания. В 1935-45-е годы деятельность Всеобщего антропософского общества была запрещена в Германии и на оккупированных ею территориях. Русское антропософическое общество, основанное в 1913 году, в 1923 году не получило разрешения на продолжение своей деятельности, последователи антропософии подвергались в СССР преследованиям; в 1990 году учреждены Антропософское общество в России (с центром в Москве), а также «София» — петербургская ветвь Всеобщего антропософского общества.

Идеи антропософии получили практическое воплощение в педагогике, основанной на концепции семилетних стадий развития личности (смотри Вальдорфская педагогика), в медицине (особые фармацевтические технологии, в том числе производство противораковых препаратов омелы, методы восстановления динамического равновесия между тремя функциональными системами пациента на основе видоизменённого Р. Штайнером закона подобия С. Ганемана - то, что в «нижней», двигательной сфере организма в больших дозах вызывает болезнь, в «верхней», головной сфере в малых дозах лечит, и наоборот), в лечебной педагогике и социальной терапии (помощь взрослым с отклонениями в развитии - смотри Кэмпхиллское движение), в искусстве (органическая архитектура), в сельском хозяйстве (биодинамический метод агротехники, учитывающий взаимное влияние биоритмов растений, животных и насекомых, а также ритмов фаз Луны; регенерация почвы без применения минеральных удобрений). В 1962 году земледельцами-антропософами М. Спок и М. Ричардс и биологом Р. Карсон было начато движение в защиту окружающей среды. Разработанная Р. Штайнером и его последователями эвритмия - искусство движения, воплощающее в пластической форме звучание речи и музыки, - нашла применение в педагогической и терапевтической практике, а также в сценических постановках.

Влияние антропософии испытали многие представители художественной интеллигенции (А. Белый, М. А. Волошин, В. В. Кандинский, М. А. Чехов, Б. Вальтер, А. Шёнберг, Ш. Э. Ле Корбюзье, С. Беллоу и др.). При участии Р. Штайнера в 1922 году протестантским пастором Ф. Риттельмайером была основана Община христиан - движение за религиозное обновление (литургическая реформа и так далее), получившее распространение в Европе, а после 2-й мировой войны - в США и других странах мира (центры - в Штутгарте и Берлине).

Лит.: Stein W.J. Die moderne naturwissenschaftliche Vorstellungsart und die Weltanschauung Goethes, wie sie R. Steiner vertritt. Stuttg., 1921; Unger С. Schriften. Stuttg., 1964-1971. Bd 1-3; Пфайффер Э. Е. Плодородие земли. Калуга, 1994; Шредер Х. В. Община христиан. Калуга, 1994; Steiner R. Anthroposophie: Eine Zusammenfassung nach einundzwanzig Jahren. Dornach, 1994; Штейнер Р., Вегман И. Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки. [М., 1997]; Каспар А. Экономика в будущем: Выход из тупика. М., 1997; Коренева М. Ю. Образ России у Р. Штейнера // Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока. СПб., 1998; Риттелъмайер Ф. Медитация. М., 2001; Архитектура и антропософия. М., 2001; Вальдорфская педагогика: Антология. М., 2003.

Смотри также литературу к статье Штайнер Р.

С. В. Казачков.