Аппиа

АППИААППИА (Appia) Адольф (1.9.1862, Женева - 29.2.1928, Ньон, Швейцария), швейцарский теоретик театра, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценического пространства, близкий по эстетическим взглядам Г. Э. Г. Крэгу. Испытал влияние философии А. Бергсона. В начале 1880-х годов познакомился с творчеством Р. Вагнера и его театром в г. Байрёйт. Усмотрев противоречие между новаторской музыкальной  драмой Вагнера и рутинными формами оперного театра, критиковал вагнеровский принцип синтеза искусств, отвергал живопись в театре ввиду невозможности сосуществования на сцене плоскостных, писанных на холсте декораций и трёхмерной фигуры актёра. Противник натурализма, он предлагал взамен традиционной для 19 века декорации абстрактное, архитектурно решённое сценическое пространство - метафорический образ внутреннего мира героев. Эскизы Аппиа, многие из которых так и не обрели сценического воплощения, - фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений. Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные положения его теории изложены в трудах: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Сотрудничал с Э. Жак-Далькрозом. Их совместные работы в Институте ритмической гимнастики в Хеллерау: музыкальное  представление «Орфей» по опере К. В. Глюка (1912), «Благовещение» П. Клоделя (1912/13). Другие спектакли Аппиа: «Парсифаль» (1922), «Тристан и Изольда» (1923), «Золото Рейна» и «Валькирия» (оба - 1924) Р. Вагнера, «Прикованный Прометей» Эсхила (1925). Эстетика Аппиа, соединявшая в себе многие постулаты символистского театра и одновременно предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 века: М. Рейнхардта, Ж. Копо, Ж. Питоева (смотри Питоевы), Э. Пискатора, Л. Йеснера, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.

Соч.: Œuvres complètes. Lausanne, 1983— 1991. Bd 1-4; Живое искусство. М., 1993. Лит.: Волконский С. Адольф Аппиа// Худо­жественные отклики. СПб., 1912.

И. В. Холмогорова.

Связанные статьи

Следующая:
Аппиан
Предыдущая:
Аппетит