Арес
АРЕС (Арей; ?ρης), в греческой мифологии бог войны коварной, вероломной, в отличие от Афины Паллады, богини войны честной и справедливой. Ряд текстов античных авторов Гомера, Каллимаха, Овидия подтверждают его фракийское, негреческое происхождение. Софокл считает его «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. О древних хтонических чертах Ареса свидетельствует миф о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях Ареса проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки и др.). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас (дети Борея и одной из эриний), его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само рождение Ареса мыслилось вначале чисто хтонически: по Овидию, Гера породила его без Зевса от прикосновения к волшебному цветку. Такое происхождение Ареса привело к тому, что с укреплением олимпийской мифологии и религии Арес с большим трудом подчинялся их пластическим и художественным законам, и хотя Гомер считает его сыном Зевса и Геры и поселяет на Олимпе, тем не менее, весь гомеровский эпос насыщен весьма отрицательными чертами этого буйного божества. Его гомеровские эпитеты: «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Вместе с тем у Гомера он уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Больше того, у Гомера Арес любит самую красивую и нежную богиню Афродиту («Одиссея»). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности античные авторы упоминают достаточно часто, и даже указывались дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос (Ужас), Фобос (Страх) и Гармония, имя которой свидетельствует о явной символике позднего времени. Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сочетаются черты от хтонических до утончённого эллинизма. В европейской культуре он известен по преимуществу под римским именем Марс.
Реклама
Иконография. Арес обычно изображался молодым сильным мужчиной. Его можно увидеть в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона, греческая вазопись). Среди скульптур, которые считаются изображением Ареса, - римские копии с древнегреческих оригиналов: «Apec Боргезе» (возможно, с работы Алкамена, около 430 года до нашей эры), где бог представлен в шлеме (первоначально со щитом в руке), и «Apec Людовизи» (Национальный музей, Рим) - изображение сидящего Ареса с отложенным в сторону оружием. В искусстве Возрождения и барокко в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (у С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Рембрандта, Д. Веласкеса и др.). Скульптурные изображения Ареса созданы Б. Торвальдсеном и А. Кановой.
Лит.: Schwerin Fr. Der Krieg in der griechischen Religion // Archiv für Religionswissenschaft. 1920-1921. № 20-21; idem. Ares // Ibidem. 1923-1924. № 22; Otto W. F. Die Götter Griechenlands. Fr./M., 1987.
А. А. Тахо-Годи.