Аристофан

АРИСТОФАН (‘Αριστοφ?νης) (около 446 - около 385 до н.э.), древнегреческий драматург-комедиограф. Биографические сведения об Аристофане скудны; известно, что он был афин­ским гражданином и происходил из дема Кидафин. Свою первую комедию («Пирующие» - «Δαιταλε?ς») поставил в 427 году. Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11: «Ахарняне» («?χαρνε?ς», 425), «Всадники» («‘Ιππε?ς», 424), «Облака» («Νεφ?λαι», 423), «Осы» («Σφ?κες», 422), «Мир» («Ειρ?νη», 421), «Птицы» (« Ορνιθες», 414), «Лисистрата» («Λυσιστρ?τη»), «Женщины на празднике Фесмофорий» («Θεσμοφορι?ζουσαι», обе 411), «Ля­гушки» («Β?τραχοι», 405), «Женщины в народном собрании» («?κκλεσι?ζου- σαι», 392), «Плутос» («Πλο?τος», 388). От остальных сохранилось около 1000 фраг­ментов.

Реклама

Произведения Аристофана с большой политической остротой отражают нарастание кризисных явлений в государственном строе и мировоззрении афинской демократии (первые 9 из 11 комедий поставлены в годы Пелопоннесской войны). Уже ранние комедии (427-421) показывают, что Аристофан выражал взгляды консервативно настроенного аттичного крестьянства, которое охотно принимало блага, предоставляемые ему демократией, но выступало против её крайних проявлений, особенно в отношении к войне. В «Ахарнянах» Аристофан протестует против войны; во «Всадниках» обличает самого влиятельного из вождей демократии, выступавшего за войну, - стратега Клеона, выводя его под маской Пафлагонца, раба одряхлевшего афинского демоса (народа). Во многом благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», обозначавшее «предводителя народа», приобрело в дальнейшем одиозное значение. Критику демагогов, наживающихся на судебных процессах, Аристофан продолжает в «Осах». Комедия «Мир», поставленная накануне заключения мира между Афинами и Спартой, полна ликования по этому поводу, хотя и здесь Аристофан не упускает возможности посмеяться над сторонниками войны.

Элемент фантастики и социальной утопии, занимающий значительное место уже в раннем творчестве Аристофана, в наибольшей степени проявился в комедиях Аристофана последующего десятилетия. В «Птицах» торжествует откровенно сказочный колорит: два афинских гражданина, уставшие от бесконечных судебных процессов, основывают с помощью птиц идеальное царство между небом и землёй, чтобы получать свою долю от жертв, приносимых богам. В «Лисистрате» действие переносится на землю, но также имеет фантастический характер: женщины со всей Греции, удручённые войной, захватывают афинский Акрополь, где хранится государственная казна, и решают на время войны отказать своим мужьям в исполнении супружеских обязанностей, не желая рожать сыновей, которым придётся сражаться за чужие интересы. Если в «Лисистрате» женский заговор ведёт к примирению воюющих сторон, то в комедии «Женщины в народном собрании», где женщины снова захватывают власть в Афинах для установления всеобщего благоденствия с обобществлением имущества и жён, идеалы уравнительного коммунизма терпят крах: бездельники пользуются трудами честных работников. Утопический идеал всеобщего счастья изображён в «Плутосе», где прозревший бог богатства наделяет честных бедняков сказочными благами, а всех доносчиков и приживал делает нищими.

Особая тема в комедиях Аристофана - критика тех явлений в духовной жизни Афин, которые, по его мнению, подрывали прочность афинской демократии. Это и философия софистов (в «Облаках» её носителем становится Сократ), и драматургия Еврипида, который остаётся объектом комического обличения от «Ахарнян» до «Лягушек». В «Лягушках» Аристофан переносит действие в подземное царство и заставляет уже умершего Еврипида отстаивать своё превосходство над «старомодным» Эсхилом, которого бог Дионис в типичном для Аристофана фантастико-утопическом финале выводит на землю для возрождения афинской драмы.

Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: к развитому экспозиционному прологу с участием нескольких действующих лиц примыкает парод хора. В дальнейшем действие протекает в чередовании речевых партий (эписодиев) с хоровыми, из которых выделяется парабаса - партия хора, выступающего обычно от лица поэта. Особое место занимает агон, где противопоставляются позиции спорящих сторон; победу одерживает та из них, чья точка зрения, в конце концов, торжествует. Следующие затем эписодии должны либо подкрепить правоту победителя (как в большинстве комедий), либо доказать её иллюзорность в противопоставлении реальному ходу вещей (как в комедии «Женщины в народном собрании»). В более поздних комедиях наблюдается отход от традиционной структуры: парабаса может быть включена в развитие действия («Лисистрата»), сильно сокращается и роль хора. Характерен при этом принцип комической типизации, используемый Аристофаном: облик реально существующего человека вырастает до гиперболически обобщённого образа. Не имеющие реальных прототипов герои Аристофана также являются воплощением какой-то одной маски («простака», «бахвала», «доносчика»), поданной с плакатной броскостью, подчас - с гротескным преувеличением.

В целом комедии Аристофана представляют собой неповторимый сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с яркой метафоричностью. Эти разнородные элементы находят выражение в языке Аристофана, с одной стороны, спускающемся к повседневности, включая брань и обсценные намёки, а с другой - поднимающемся до высот проникновенной лирики.

Мотивы произведений Аристофана, получившего славу «отца комедии», использовались в литературе Нового времени: к ним обращались Ж. Расин («Сутяги», 1668, - переделка «Ос»), И. В. Гёте (обработка «Птиц» для Веймарского театра, 1780) и многие другие.

Соч.: Комедии: В 2 т. М., 1983; Комедии. Фрагменты. М., 2000.

Лит.: Giardini G. Aristofane, la vita, il teatro, la fortuna. Milano, 1979; Harriott R. М. Aristophanes, poet and dramatist. L., 1986; Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988; MacDowell D.М. Aristophanes and Athens: an introduction to the plays. Oxf.; N. Y., 1995; Соболевский С. И. Аристофан и его время. 2-е изд. М., 2000; Möllendorff Р. von. Aristophanes. Hildesheim, 2002.

В.Н.Ярхо.