Аруаки

АРУАКИАРУАКИ, родственные индейские народы группы чибча на северо-востоке Колумбии. Живут в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта: коги (самоназвание), или кагаба (самоназвание - «люди»), - на северных, западных и  восточных склонах (6 тысяч человек - 2000, оценка); ихка («люди»), ика, или бинтукуа, — на южных (7 тысяч человек); санха, гуамако, малайо, или марокасеро (самоназвание — вива), - на южных и восточных (4 тысяч человек); до середины 20 века были известны также канкуамо, или атанке, - около г. Атанкес. Говорят на языках коги, ика и гуамако аруакской группы чибчанских языков. Распространён также испанский язык (особенно среди мужчин). 80% ихка, 35% коги и 40% санха придерживаются традиционных верований, остальные в основном католики, есть протестанты (пятидесятники).

До испанского завоевания аруаки жили в предгорьях и на побережье Карибского моря, находились под влиянием и, вероятно, в политической зависимости от создателей культуры тайрона (по другой версии, аруаки - их потомки). В ходе испанского завоевания (16-17 века) оттеснены в горы. Более других народов Анд сохранили (особенно коги) традиционную культуру, типичную для индейцев горной Колумбии и юго-востока Центральной Америки. Современные аруаки занимаются ручным земледелием; каждая семья имеет участки в разных высотных поясах. У коги сохранилось круглое жилище с конической крышей, опирающейся на 4 внутренних столба, к которым привязываются гамаки; у других аруаки распространены прямоугольные дома. Большую часть года живут во временных жилищах на полях. Брак до рождения первого ребёнка - матрилокальный, затем - неолокальный. Традиционная мужская и женская одежда - длинные рубахи. Коги сохраняют домашнее ткачество из хлопка (им занимаются только мужчины). Жизнью общины руководит жрец (мама, мамё), его атрибуты - тканая сумочка для коки и погремушка. В каждом поселении есть храм, доступ в который разрешён только мужчинам, - круглое здание (в прошлом - до 20 м диаметром) с двумя входами, отверстие в кровле обрамляет розетка из жёрдочек, символизирующая солнце; части храма отождествляются с частями Вселенной. В ритуалах используется кока, плантации которой считаются самым ценным достоянием семьи. Пантеон возглавляют верховное женское (у коги) или мужское (у ихка) божество и 4 легендарных основателя жреческих династий. С мифологическими персонажами отождествляются горные вершины и озёра. Известны мифы о первопредках и др. Заметны мотивы мезоамериканского происхождения (календарные циклы по 20 дней, ассоциация стран света с определёнными цветами, представление о реке слёз на пути в мир мёртвых и др.; ранее существовали человеческие жертвоприношения солнцу).

Реклама

На культуру аруаки усиливается влияние белых колонистов, наркодельцов и др. Группы аруаки, пытающиеся сохранить традиционный образ жизни, враждебно встречают попытки неиндейцев вмешиваться в их дела, особенно в религиозную сферу. Часть коги в труднодоступных горных районах с 1990-х годов избегает контактов с неиндейцами.

Лит.: Constela Vmana A. U. Clasificaciôn lexicoestadistica de las lenguas de la familia chibcha // Estudios de lingüistica chibcha. 1985. Vol. 4. P. 155-197; Reichel Dolmatoff G. Los Kogi. Bogota, 1985. Vol. 1-2; idem. LosIka. Bogota, 1991; Zuidema T. The Tairona of Ancient Colombia // The Ancient Americas: art from sacred landscapes. Chi., 1992.

Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова.